Первая часть очередной реинкарнации старой франшизы оказалась невероятно удачной, с точки зрения кассовых сборов. Режиссер Райан Джонсон ушел на повышение, став режиссером 9 эпизода «Звездных войн». Там правда тоже не вышло из-за очередных разногласий со студией Дисней, вернувшей спасителя франшиз Джей Джей Абрамса («Звездный путь 1 и 2», «Звездные войны: Пробуждение силы») в режиссерское кресло.
Несмотря на фантастическую кассу, превышающую 1,5 млрд долларов, сам фильм впечатлял лишь графикой и отличным саундтреком, написанным Майклом Джаккино. Сюжет оказался скучным и предсказуемым, переодически дословно цитирую оригинальную картину, экшен сцены вызывали лишь скуку, во многом спикулируя на фигурах больших рептилий. Фильм почти сразу выветривался из головы, оставляя лишь искаженное ужасом лицо главной актрисы, убегающей на каблуках от разъяренного тиранозавра.
Режиссером сиквела стал испанец Хуан Антонио Байона, зарекомендовавший себя триллером «Приют» и фэнтази драмой «Голос монтра». Перед ним стояла сложная задача, создать качественный блокбастер, с чем не справилась первая картина, не потеряв при этом кассовой привлекательности.
Во многом смена режиссера пошла на пользу. Картина сменила тональность, став более камерной. Вот только по ощущениям (привет от «Хана Соло») фильм не преодолеет планку в 1 млрд долларов и надеюсь не поставит крест на франшизе и режиссере.
К своим ролям вернулись Крис Пратт и Брайс Даллас Ховард. На втором плане произошли небольшие перестановки. Детей заменили более многофункциональными статистами: айтишником отвечающим за юмор (афроамериканец трус) и феминисткой (бодипозитивная азиатка медик готовая отдать жизнь во имя животных).
Фильм можно поделить на две части. Первая, типичная картина серии «Юрские период», когда персонажи оказываются на острове и пытаются выжить в условиях, где человек перестал был венцом творения природы, превратившись в статиста, вынужденного бороться за жизнь. Эта половина переполнена эпичными сценами, схватками динозавров, на фоне извергающегося вулкана, и юмором. Именно здесь начинает ощущаться видение режиссера, старающегося постоянно удивлять не только ситуациями, в которых оказываются герои, но и рождать интригу в самой постановке экшена. Байоне удалось создать химию между зрителем и персонажами, как-будто помещая первого в сам фильм и превращая его в наблюдателя, подглядывающего за действием из-за ближайшего дерева.
Вторая половина кардинально меняется в тональности и заигрывает с камерностью. Все действие сжимается до уровня большого фамильного особняка. Здесь динозавры отходят на второй план превращаясь в вынужденный антураж. Предыдущие фильмы франшизы (включая оригинальную трилогию) рассказывали о последствиях ошибки совершенной людьми заигравшимися в бога. Новый фильм ставит в центр именно самонадеянных людей исследуя их алчность и пороки, а также природу этой ошибки. Забавно, что голосом разума звучит монолог героя оригинальных фильмы, в исполнении Джеффа Голдблюма.
Сам фильм превращается в изобретательный трэш-хоррор, следуя заветам ужастиков категории B. Представьте большой старинный особняк погруженный во тьму, в стекла бьет проливной дождь, герои задерживают дыхание, ведь где-то совсем рядом, их выслеживает очередной, на этот раз еще более опасный, динозавр, созданный из скрещенных генов других крупных хищников.
Выглядит это на столько же великолепно, сколь глупо звучит. Хуан Антонио Байона умеет не только ставить изобретательные экшен сцены, но и прекрасно нагнетать саспенс. Кардинальная смена жанра идет картине на пользу, позволяя режиссеру делать именно то, что у него выходит лучше всего. Его рука и видение ощущается буквально в каждом кадре.
Особняк конечно проигрывает пейзажам тропической островной природы, уже разбаловавшей поклонников франшизы. Здесь остро ощущается нехватка больших рептилий. В глаза бросается и невзрачность нового генетического эксперимента, призванного стать очередным самым страшным убийцей земли. Но это попытка сделать что-то новое, не повторяя старую и приевшуюся схему повествования, выглядит убедительно.
Все это портит ужасающе плохой сценарий. В попытке добавить смыслов, поднять острые вопросы, возможно поджидающее нынешнее человечество за углом, и очередными размышлениями на тему: «мы в ответе за того, кого породили», создатели картины устроили невероятную кашу состоящую из нескончаемых клише. Основная завязка полная несуразица, сюжетные повороты разгадываются еще до первых намеков, а интрига прячется лишь в самих сценах, отсутствуя в сквозном сюжете. Все это рождает ряд вопросов.
В какой момент приставка «блокбастер» и огромный бюджет, позволяют закрывать глаза на сценарий? С каких пор набор эпичных сцен, из аттракциона стали квалифицировать как полноценное кино? Во многом эти повествовательные проблемы ощущаются давлением студии над творцом, но правду мы узнаем лишь из слухов, появляющихся при кассовом провале.
Это конечно не так плохо как звучит, во многом картина работает даже лучше недавних «Мстителей: Война бесконечности», вызывая настоящие эмоции и сопереживание компьютерным моделям животных, а сюжетные дыры и нелогичности, почти не бросаются в глаза, прячась за прекрасными экшеном.
Стоит выделить оператора Оскара Фаура, постоянно работающего с Байоной. Ему удалось проделать колоссальную работу, приковывая зрителя к экрану. В каждом кадре чувствуется изобретательность и нашедший себя творческий дуэт понимающий друг друга.
За музыку вновь отвечал Майкл Джаккино, но по ощущениям здесь играют все те же мотивы, созданные им еще для первой картины. Недостаток новых мелодий косвенно подтверждает и отсутствие саундтрека в iTunes.
«Мир Юрского периода 2», получился не типичным сиквелом, успешного кассового проекта. Здесь ощущается смена вектора взятого первой картиной и рука режиссера, пытающегося создать кино удивляющее и завораживающее зрителя, отходя от концепции фильмов о приключении на живописном острове. Пытаясь найти новый путь и глубину, картина растеряла в целостности, так и не определившись чем же она является, очередным бестолковым летним блокбастером или фильмом пытающимся, прикрываясь крупнобюджетной мишурой, говорить о важных вещах. Делать это на фоне очередной рептилии бегающей по крыше здания и кричащей на полную луну, невероятно сложная задача.
Возможно это исправит следующая часть, с оглядкой на довольно открытый финал, вынуждающий студию на кардинальные изменения в франшизе.