Автор: Джулиан Барнс

Что общего у ноева ковчега, древесных червей, круизного лайнера, путешествующего по в Средиземному морю, поисков подтверждения Бога, картины Теодора Жерико и Гитлера, разгуливающего по раю? Все это сюжеты одной из главных постмодернистских книг конца XX века – «История мира в 10 1/2 главах». Роман Букеровского лауреата (хотя станет он им лишь через 22 года после публикации этой книги) Джулиана Барнса не имеет сквозного сюжета и структурно представляет собой сборник на первый взгляд не связных новелл, объединенных лишь образом корабля и мотивом движения, возникающих на протяжении всего повествования.

Джулиан Барнс

Разнообразие не заканчивается на сюжетах. Следующим в глаза бросается незаурядный повествовательный подход. Почти каждый рассказ имеет свою запоминающуюся стилистику, структуру и яркую концепцию, отличающиеся друг от друга. Переосмысление событий потопа и ноева ковчега идет от лица личинки древесного-червя, незаконно пробравшегося на борт, реальная история кораблекрушения фрегата «Медуза» подается как описательный рассказ и анализ подлинной картины Жерико «Плот „Медузы“», другой рассказ представляет собой протокол церковного суда XVI века, а следующий письма возлюбленной от актера, уехавшего на съемки новой картины в тропические джунгли, есть даже «Интерлюдия» в виде мини-эссе, написанного от лица самого Барнса, размышляющего о предназначении любви. И это всего лишь часть изобретательности писателя, не забывшего добавить сюда достаточное количество юмора на фоне душераздирающего и часто безвыходного человеческого бытия.

Теодор Жерико. Плот «Медузы»

Барнс не осуждает и не оправдывает своих героев, он скорее простой наблюдатель, понимающий что в мире нет четких граней, а белое и черное лишь моральная придумка, малоприменимая к реальности. Почти все его герои потеряли видимый ориентир, но все равно продолжают движение. Это может быть поиск бога и попытки отыскать материальное подтверждение его существования, желание выжить или возродить угасшую любовь. Тут чудо спасения экипажа фрегата «Медуза», вынужденного дрейфовать на плоте, соседствует с путешествием к свободе корабля депортируемых евреев из Германии, оборачивающегося их погибелью. Мир Барнса часто оказывается перевернут и неоднозначен, как и вся мировая история. 
Только с поисками бога все более однозначно, здесь автор не оставляет место чудесам. Сколько бы его герои не пытались найти подтверждение бога в окружающем мире, они всегда терпят неудачу, оставаясь в мире разрушенных иллюзий.

Симон де Миле. Ноев ковчег на горе Арарат

У Барнса действительно получилось создать незабываемое путешествие по всей мировой истории отправляя читателя в: Древность, Средневековье, Возрождение, Новое время и настоящее, моментально оправдывая провокационное название. Этот альманах, собранный из различных эпох, выглядит большим отголоском трагичности человечества, начавшимся в период ноева ковчега и не заканчивающийся сегодня. Даже прошедшее тысячелетия не смогли дать ответ, что же из себя представляет человек, с одной стороны постоянно расширяющий видимые границы мира вокруг себя, но до сих пор не понимающий кто он такой и как выглядит его истинная природа, оставаясь на ранней стадии развития. Это очень похоже на историю где девушка потерявшая рассудок после Чернобыльской катастрофы, не желает слышать правду, прячась в мире фантазий живя с беременными кошками на необитаемом острове.
Барнс оставляет одну лазейку, которой становится любовь в самом банальном ее понимании. Да, она иррациональна, несет много проблем и боли, точно не являясь универсальной мировой панацей на пути примирения или спасения человечества, но именно любовь между двумя людьми помогает человеку стать чем-то большим, «чем просто мы» и с ним легко согласиться.