С 17 января в прокат выходит «Стекло» продолжение невероятно успешного триллера «Сплит» и одного из главных фильмов в карьере М. Найт Шьямалана «Неуязвимый», которые объединили в одну киновселенную. Вспоминаем историю неожиданного продолжения.

После «Неуязвимого» назвать карьеру Шьямалан удачной сложно. Если последующие фильмы «Знаки» и «Таинственный лес» хоть и ругали за бесконечную глупость, то они хотя бы приносили деньги, оправдывая режиссера в глазах крупных стадий. Последующие эксперименты с жанрами фэнтези и фантастики окончательно утратили доверие к Шьямалану, став одними из главных провалов своих лет. «Явление» с Марком Уолбергом и Зои Дешанель получился очень надменным и глупым, а попытка оживить на экране известный мультсериал «Аватар» под названием «Повелитель стихий» и крупнобюджетное приключение «После нашей эры», в котором снялся Уилл Смит и его сын Джейдан, стали эталонами премии Золотая малина. В какой-то момент Шьямалан подался на телевидение, став одним из режиссеров и продюсеров сериала «Сосны», по экранизации одноименной серии книг, которая продержалась не долго и была закрыта, продержавшись лишь 2 сезона.

Спустя 15 лет неудач режиссеру повезло и его небольшой фильм ужасов «Визит» смог вновь привлечь интерес к своей фигуре. Картина смогла принести огромную прибыль (бюджет составлял 5 млн, а сборы почти 100 млн.) и полюбилась не только зрителям, но и критикам. Его следующая картина «Сплит» смогла наделать еще больше шума и удивили не только отличной идеей о маньяке с множеством личностей, но и неожиданным сюжетным поворотом, связывающим ее с одним из ранних фильмов Шьямалана.

М. Найт Шьямалан

С парковки у крупного супермаркета похищают машину, в которой находилось 3 школьницы. Очнувшись, девочки обнаруживают себя в странном месте больше похожем на подвал. Появление похитителя не дает никаких прояснений, лишь больше запутывая происходящее, постоянно появляясь в новых обличиях и представляясь похищенным разными именами. Он страдает от множественного расстройства личности. Его доктору известно о 23 и таинственном мифическом Звере, 24-ой личности, которую никто не видел. Именно для нее, в знак преклонения и были похищены девушки, которым суждено стать участницами в ритуале жертвоприношения.

«Сплит»

«Сплит» довольно типичный триллер, строящийся вокруг одной интересной идеи и хорошего актера, способного оживить этот многоликий перфоманс. Сама задумка правда тоже не оригинальна. Если вы читали документальный роман Дэниела Киза «Таинственная история Билли Миллигана», значит уже хорошо с ней знакомы, ведь книга стала формальной «Библией», на которую ориентировался Шьямалан. Основной принцип устройства множественного расстройства личности МакЭвойя полностью скопирован из романа Киза, вплоть до их количества и иерархии в голове героя. На это сходство заканчивается, с реальной жизнью Миллигана фильм не имеет ничего общего, что плохо, и Шьямалану явно стоило сделать больший упор на историю, вдохновившую его. В отличие от документального романа, двухчасового хронометража явно недостаточно для раскрытия сложного характера или хотя бы показа 24 заявленных личностей. Полноценные характеры обретают лишь половина из 8 созданных образов, другая половина появляются на экране лишь эпизодически, остальные же сватаются виде имен и цифр, никак не влияя на повествование. В итоге интересная идея, взятая Шьямаланом, хочет казаться намного объемнее, чем является на самом деле. На выходе зрителя ждет банальный триллер, идея которого не раскрыта должным образом. Режиссер довольно быстро переключает внимание с множественного расстройства личности и уходит в мистику, иллюстрируя очередную историю нераскрытого потенциала человеческого организма и возможностях мозга менять физиологическое состояние тела. Это переплетается с сюжетом о принятии себя и трудностях, делающих нас особенными, окончательно наполняя происходящее переизбытком банальностей и забывая о заявленном исследовании многоликого персонажа. Окончательно все губит блеклый финал, которому недостает изобретательности и хоть какой-то интриги, в разрешении экранных конфликтов.

«Сплит»

В фильме нет привычного взгляда на историю похищения, показывающего процесс расследования. Все действие сконцентрировано на фигурах похитителя и жертвы, в котором на первый план выходят именно актеры. Героиня Ани Тейлор-Джой ограничивается не только ролью жертвы, но и погружается в детские травмы. Ей удалось создать убедительный образ, постоянно курсирующий между юной беспомощностью и взрослой расчетливостью, благодаря которой она и пытается зацепиться за жизнь. Блистает же здесь Джеймс МакЭвой, воплотивший множество непохожих друг на друга образов – от маленького ребенка Хедвига до элегантной домоправительницы Патрисии. В оригинале (боюсь дубляж убивает часть магии) у него получились яркие персонажи, обладающие уникальными и запоминающимися характерами, с кульминацией в виде нечеловеческого Зверя. Именно актеры становятся самой сильной частью фильма, помогая сложиться недоделанной истории.
Смена оператора также не повредила фильму. Майк Гиулакис возможно один из самых ярких новичков зарекомендовав себя триллером «Оно» («It Follows»), постоянно поддерживая саспенс и накал. В завершающем фильме трилогии Гиулакис продолжил работать со Шьямаланом и получит в руки более масштабную историю.

«Сплит»

Окончательно все меняет эпилог и появление Брюса Уиллиса. Диалоги в сюжетной линии психолога обретают новую глубину, полную рассуждений об особенных людях. Непримечательные на первый взгляд заявления о суперспособностях ближе к концу фильма действительно обретают крепкую связь с предыдущей картиной Шьямалан, плавно подводя зрителя к завершающему трилогию фильму, обедняющего известных героев.
Хотя в повествовательном плане у картин «Неуязвимый» и «Сплит» практически нет преемственности, кроме идеи о сверхчеловеке. Второй фильм вышел более камерным, меняя вектор с простых людей, на их индивидуальные особенности и яркие характеры. «Сплит» получился хорошим (по меркам Шьямалана) триллером, больше держащимся на актерах, чем на интересном повествовании, подогревая интерес довольно провокационным приемом в конце.

«Сплит»

После просмотра появляется множество вопросов. А что дальше? Хватит ли Шьямалану времени и таланта, довести сюжет собственного «Билли Миллигана» до финальной точки или все будет упираться в его фантастическую сущность Зверя? Как уделить достаточно внимания старым героям, рассказав их истории спустя столько лет? И была ли необходимость в объединении не связанных на первый взгляд историй и фильмов? Первые отзывы получились смешанными. Критики ругают продолжение за излишнюю комиксовость, глупую зрелищность, слабый сюжет и обвиняют «Стекло» в излишней коммерциализации, отмечая лишь интересную операторскую работу. Учитывая последние примеры («Веном» и «Аквамен»), в этом стоит убедиться самостоятельно, тем более ждать осталось совсем немного.