Последнее десятилетие тема наркозависимости отошла на второй план и держится на старых фильмах, которые обрели культовый статус «На игле», «Реквием по мечте» или «Кэнди». В большинстве они рассказывают довольно типичную историю о человеческом падении, превращая героя в изгоя и отброса, не нужного обществу. Это лишь провоцирует его зависимость и не оставляет шансов избежать трагического финала, лишь пережив который, герои могут надеяться уберечь хотя бы крохи, оставшиеся от нормальной человеческой жизни.
В прошлом году самым ярким опытом можно назвать «Экстаз» Гаспара Ноэ, иллюстрирующего все ужасы опиоидной эйфории, подрывающей границы и устои, привычной реальности, меняя людей. Но это довольно локальный перформанс, говорящий не о проблеме зависимости, а показывающий ужасы опыта употребления запрещенных веществ.
«Красивый мальчик» возможно перевернет устоявшиеся киноракурсы исследования проблемы наркозависимости, ведь эта нетипичная картина, меняет привычный взгляд на людей, оказавшихся в этой ситуации.
История основана на реальных событиях, ее основу легли две книги, написанные главными героями, отцом и сыном, каждый из которых рассказал свой взгляд на пережитые события.
Дэвид Шеф хороший семьянин, который смог обрести счастье, правда только со второго раза. Сейчас все наладилось, он живет в загородном доме с любящей женой художницей, двумя маленькими детьми (сын и дочка) и старшим ребенком от первого брака, оставшегося с ним. Восемнадцатилетний Ник талантливый, умный и слегка отстраненный ребенок. Он много рисует, читает, пишет собственные стихи и рассказы, уже поступил во все университеты, куда разослал документы, но все равно много времени проводит в одиночестве. Дэвид долго не замечает проблему и эксперименты сына с наркотиками. К этому времени Ник уже продолжительно употребляет метамфетамин внутривенно. Отец пытается спасти сына от наркозависимости и вернуть семье спокойную жизнь и надежду на счастливое будущее, но задача становится практически невыполнимой.
Важным отличием становится выбранный ракурс повествования, показывающий происходящее с непривычного взгляда семьи. История делает больший акцент на близких, переживающих эту трагедию, выводя на передний план Стива Карелла, исполняющего роль отца. Он пускается в целое расследование о метамфетаминовых наркоманах, параллельно погружаясь в болезненные воспоминания, где еще сохранился его «красивый мальчик». Он бесконечно исследуют не только болезнь, но и свои ошибки, которые привели их семью к этой трагедии, пытаясь если не спасти Ника, то хотя бы не повторить свои ошибки с только подрастающими детьми. Происходящее вносит конфликт и с новой женой, тяжело переживающую внезапные трудности, наблюдающей за угасанием не только Ника, но и своего мужа. Это приводит к ключевому конфликту между желанием отдать все ради спасения сына и невозможностью хоть как-то повлиять на жизнь своего ребенка.
Назвать повествование однобоким нельзя. Истории Ника оставили важным фоном, также меняющим типовой подход к похожим сюжетам. Фильм не выставляет его героя монстром и отбросом общества, пытаясь понять сделанный им выбор, последствия которого приводят к тяжелой зависимости. Здесь появляются депрессия и непонимание устройства окружающего мира, порождающее внутреннюю пустоту. В попытках найти свое место, Ник теряет контроль над ситуацией, которая начинает сама контролировать ее, превращая в такого же заложника новых обстоятельств, как и других героев. Он больше не в состоянии справиться с ее последствиями, но все равно окружен любящими его людьми, не оставаясь в своей тюрьме один.
Это лишь обостряет проблемы непонимания поколений и самих себя, ведь уверенность еще неравно правде. Отцу не получается узнать в этом Нике своего сына, а его вопрос, больше похожий на крик «почему?» переходит в метафизическую плоскость, не имея ответа. В какой-то момент действие больше похоже на замкнутый круг. Здесь любви и желания навсегда достаточно для спасения, а ключевыми инструментами на пути к исцелению становятся терпение и принятие.
Сопричастность и эмоциональный накал истории во многом достигаются благодаря актерам, крупными планами и интересным монтажом, больше похожим на ожившие воспоминания. Стив Карелл давно вышел из комедийного амплуа, убедив всех, что способен исполнять драматические роли и как всегда хорош. Несмотря на вторую роль блистает здесь именно Тимоти Шаламе, в роли его сына, в который раз намекающий о своем долгом и ярком актером будущем.
Окончательно все скрепляет отличный саундтрек, подчеркивающий эмоциональные переживания и формирующий атмосферу, превращая его в незаменимый инструмент. Даже название буквально отсылает к музыке. Именно так называется песня Джона Леннона, звучащая в фильме.
«Красивый мальчик» это отличная попытка развернуть взгляд на проблему, убрав камеру с привычного места. Наркоман здесь не последний отброс общества, пожираемый одиночеством и презрением окружающих. Здесь героями овладевает не нужда в новой дозе, а нескончаемое бессилие и невозможность повлиять на ситуацию, когда казалось в твоей жизни есть все.
Картина не дает хоть каких-то ответов, ведь универсального рецепта как слезть с иглы, а еще лучше вообще к ней не притрагиваться попросту нет. Хотя реальность оказывается намного лучше, и судьба реальных прототипов оставляет надежду на светлое будущее многих людей, столкнувшихся этой проблемой.
В кинотеатрах с 24 января.