8 номинаций на Оскар:
– Лучший фильм
– Лучшая мужская роль (Брэдли Купер)
– Лучшая женская роль (Леди Гага)
– Лучшая мужская роль второго плана (Сэм Эллиотт)
– Лучший адаптированный сценарий
– Лучшая работа оператора
– Лучший звук
– Лучшая песня
«Звезд родилась» – название классических американских киносюжетов, новый фильм Бреди Купера уже его 4 реинкарнация. Две первые картины (1937 и 1954) рассказывали о кинобизнесе, в котором показывали изнанку Голливуда, в последующих (1976 и 2018) центром становилась музыкальная сцена и сюжет больше концентрировался на творческих целях и личных высказываниях. Неизменной оставалась фабула, в которой гаснущая популярность одной звезды, успевает разжечь новую, с алкоголизмом главного героя, неожиданным знакомством, любовной историей и дорогой истинного таланта на пути к успеху. Объединяет картины и большое количество номинаций на Золотой Глобус и Оскар, возводя подобные проекты в ранг американской классики, где каждое поколение имеет свой свежий и заигрывающий с настоящим ремейк.
Новую интерпретацию сюжета уже можно назвать успешной: превосходные сборы, масса поклонников, ставший популярным саундтрек, премьера на Венецианском кинофестивале, Золотой глобус за Лучшую песню (был представлен в 5 номинациях) и еще 8 номинаций на Оскар.
Один этот список уже доказывает, что режиссеру дебютанту Брэдли Куперу удалось освежить всем знакомый сюжет, создать отличного приемника и один из самых ярких фильмов прошлого года, при этом страдающий от бесконечной клишированности и переизбытка карикатурной драмы, в которую сложно поверить, но очень легко утомиться.
Чуть больше двух часов вы будете наблюдать, как герой Купер безудержно пьет и глотает какие-то таблетки. В один из редких перерывов он зайдет в случайный бар и влюбится в Леди, которая будет играть Гагу спустя 30 минут, а пока в быдловатую и неуверенную в себе официантку, исполняющую отличные каверы. Дальше он окончательно угаснет (несовсем понятно почему), а она взойдет (к этому тоже есть вопросы), а закончится все привычным душераздирающим аорту финалом, призванным выбить из зрителя последние остатки слез. В действительности, даже в этой элементарной сюжетной конструкции, создатели успевают запутаться.
Фильм дает лишь намеки на алкоголизм героя Купера полного ворохо нескончаемых проблем, которые он заливает алкоголем, но забывает показать возможности его спасения. Постепенно каждая из причин не получает должного раскрытия, превращая героя в однотипного алкоголика/наркомана, пьющего как на волне популярности, так и на подступах к достижению дна, не получающего в обоих случаях от выпивки никакого удовольствия. Такое ощущение единственное, что он умеет делать еще лучше, чем петь и играть на гитаре, это уничтожать себя на излом, вкладывая в это всего себя без остатка. При этом все сцены употребления любого напитка выглядят максимально комично и походят на визуализацию представлений никогда не пившего человека об алкоголиках.
Упадок его карьеры выглядит еще более странным. Как человек, собирающий стадион и начинающий выступать с новым рвением, после неожиданно встреченной любви, оказывается просто никому не нужен? Куда неожиданно пропадает не один стадион поклонников, видимо известно лишь самому Куперу: режиссеру, актеру, певцу…
Столько же вопросов вызывает и восхождение к олимпам славы героини Леди Гаги. Почему из кантри певицы, покорившей ютуб, она превращается в типичную поп-диву, оставаясь автором своих песен, но теперь выделяющейся лишь своим эпатажным образом, распевая о задницах и джинсах. Продюсерский проект скажет фильм, но ответ окажется очень слабым и неубедительным. Хотя к поведению героини намного больше претензий, ведь никой систематизации в принятии ею решений абсолютно нет. Переодически кажется, что со сменой имиджа перед зрителем предстает уже новый человек, не имеющий с предыдущим образом ничего общего и больше всего это бросается в поведении, в котором сложно отыскать смысл или логичную последовательность.
И это лишь два главных персонажа. Роли второго плана не отстают от них в плане проработки и глубины. Видимо просто стоит смириться с тем, что сюжет здесь довольно рудиментарен и топорно подан, как будто впитал в себя все банальности кинематографа о вспыльчивых творческих натурах и дороге к успеху. Клише соревнуется с клише за звание самого лучшего и узнаваемого, а монотонность и однообразность экранной драмы, которую никто из героев не пытается решить, замыкаясь на своих проблемах и тяги к успеху, разрушает любой намек на симпатию.
Если сойти с этой дороги, выстланной драмой и банальностью, можно отыскать парочку интересных размышлений о понимании творчества и личного высказывания. Именно последнее, с подачи авторов, и позволяет обычному таланту достичь величия, пропуская личные проблемы через себя и представляя публике переработанные чувства в виде новых произведений с щепоткой добавления искренности.
Здесь скрывается несколько противоречий успеха героини Гаги, отказывающейся от самобытности ради ярко-рыжих волос и дырявого топика. Либо план выглядел именно так: настоящая искренность угасает вместе с популярностью героя Купера, готового ради нее (искренности) терять слух, а люди в конец отупели и новой честностью становится примитивное творчество Леди Гаги. Если авторами подразумевался такой расклад, то остервенелый алкоголизм обретает хоть какие-то очертания и действительно неразрешим.
Но несмотря на эти зачатки диалога, авторы не сдались и решили пойти до конца. Финальная сцена как будто специально превращается в апофеоз банальности кинематографа. В нее просто невозможно поверить и тем более проникнутся, а здешнему монтажу найти разумное оправдание.
Поначалу музыка, перебивающая местные диалоги, кажется спасением, но стоит пойти финальным титрам, как она моментально выветривается из головы оставляя лишь смутное ощущение приятных песен в самом начале и растиражированную заглавную песню, которая скорей всего и выиграет Оскар для фильма.
С актерскими работами тоже не все однозначно. Если у Брэдли Купера действительно вышел убедительный, пускай и карикатурный образ идущего ко дну алкоголика, то все что показывает Леди Гага, это несколько проникновенных выступлений на сцене, что и так является частью ее настоящего образа, а пущенная слеза на крупном плане еще не ровняется отличной актерской игре. Назвать ее роль запоминающейся или выразительной, довольно сложно, все что она делает на экране – это играет в певицу.
Настоящей отдушиной становится операторская работа Мэттью Либатика, часто работающего с Дарреном Аронофски. Она единственное, что способно создать подлинную эмоцию на экране, тонко играя с персонажами и кадром. Некоторыми сценами можно засматриваться на паузе, наслаждаясь выбранными ракурсами, а иными пролетами камеры, засматриваться на бесконечных повторах.
Неожиданным стало и появление персонажа Дэйва Шаппелла, американского комика и актера, принявшего ислам. Он надолго покинул публичное пространство, чтобы проводить больше времени с семьей, уйдя подальше о шоубизнеса с его извращенной моралью. В фильме он как будто играет самого себя, показывая герою Купера настоящий свет, чистоту семейного очага и уединения, повторяя выбор, сделанный настоящим актером.
Получилась ли новая чисто американская история о популярности и невероятном успехе, который не обойдет стороной искренних и талантливых? Скорее нет, чем да, ведь любые начинания разбиваются о карикатурную драму и финал, который пытается соответствовать предыдущим картинам, но абсолютно не вяжется с новой интерпретацией, идя в разрез со всей историей.
Если рассматривать «Звезду родилась» как национальную сказку (чем она уже, наверное, и является), пересказанную новому поколению, постараться раствориться в гротескных проблемах героев и картонном происходящем или вы готовы убить за голубые глаза Брэдли Купера, постоянно мелькающие крупным планом на экране, то у картины есть все шансы стать вашим фаворитом. В противном случае вы будете обречены слушать, как банальные диалоги прерываются неплохой музыкой, которую вы вряд ли захотите переслушать дома больше одного раза и невероятную усталость, от двух утомительных часов.