В глубинах бескрайнего космоса движется неизвестный корабль. Его миссия подобраться как можно ближе к черной дыре, для изучения и попытки выкачать из нее энергию. Экипаж состоит из преступников, некогда осужденных на пожизненное заключение. Космический корабль становится новой тюрьмой, ведь независимо от успеха миссии на Земле их уже никто не ждет.
Описать сюжет картины можно и проще «выживание в космосе», хотя это скорее психологические трудности, связанные с пониманием собственной обреченности и неизбежного конца, чем практические проблемы физиологических потребностей, решавшиеся в фильме «Марсианин». Для поддержания тела у героев есть все: еда, собственный огород, питьевая вода и главное воздух. Единственное, чего не хватает это надежды или хотя бы пространства. Существовать приходится в невзрачных общих комнатах, похожих на дешевый хостел, и в узких безжизненных коридорах. Даже вид из окна на бескрайний космос со временем начинает лишь тяготить, напоминая узникам, что бежать некуда. Лишь доктор Дибс (Жюльет Бинош), глава местной экспедиции, одержима иной целью и пытается зародить на корабле новую жизнь.
«Высшее общество» первый англоязычный фильм француженки Клер Дени, («Что ни день, то неприятности», «Белый материал», «Не могу уснуть») уже ставшей живым классиком кинематографа. Несмотря на перемены, в душе это все равно очень европейское кино о космосе, лиричное и медитативное. Размашистого приключения или вдумчивой научной фантастики здесь найти не получится. Происходящее больше походит на «Солярис» Тарковского, с которым Клер Дени довелось поработать над последним фильмом режиссера. «Высшее общество» самое настоящее авторское кино, в котором космос становится лишь необходимым фоном, запускающим абсолютно банальные процессы исследования человеческой природы. Истинные сущности пассажиров вскрываются довольно быстро. Кто-то заигрывается в бога, другие довольно быстро опускаются до низменных животных желаний, некоторые пытаются уберечь крохи человеческого лица следую личному аскетизму, хотя корабль и так не балует узников разнообразными удовольствиями, иным проще держаться в тени, а кому-то бунтовать против правил. Выбор поведения становится ключевым в вопросе выживания, позволяя экранному богу спасти лишь достойных.
С первых минут Клер Дени намекает на серьезность и масштаб высказывания, но с большим трудом справляется с этой задачей. Постоянное напоминание что люди — это простые животные понятно и без космических декораций или буквального уподобления их собакам. Не сильно меняет происходящее и рождение девочки Уиллов. Она становится следствием выбора, превращаясь в единственную настоящую цель существования главного героя Монти, (Роберт Паттинсон) и последним оправданием цепляться за жизнь до самого конца, но это лишь очередная вариация на тему. Отцовство пройдет малозаметным фоном, а Клер Дени все равно не позволит забыть, что корабль – это тюрьма, где даже новоприбывшие вынуждены отбывать свой срок, а человек млекопитающее. Остальное вторично. «Высшее общество» любит повторять с первого раза понятные вещи, создавая бутафорную сложность. Большая часть здешних метафор либо через чур очевидна уже по простому описанию, либо слишком размыта, чтобы наладить диалог и достучаться до зрителя, иногда создавая ощущение высказывания ради высказывания.
Не помогает и нелинейное повествование. Уже с первых минут становится известна судьба большинства членов экипажа. Дальше происходящее на экране будет состоять из перемешанных событий прошлого, настоящего и будущего космического путешествия к черной дыре, разбавленного редкими кадрами земного прошлого. Все это лишь придает грузности не очень сложному сюжету, слабо работая на повествование. Оно скорее прячется в крупных планах главных героев, пытаясь передать чувства, в которых явно больше смысла, чем в рудиментарном сюжете. Операторская работа чуть ли не главный инструмент фильма. Говорят в «Высшем обществе» преступно мало, отдавая все повествования в руки изображения и музыки, окончательно погружающих в катарсис. Камерой удается создать самое необходимое – эмоции. Она постоянно останавливается на невзрачной фактуре корабля, заигрывает с освещением и наращивает ощущение клаустрофобии, наполняя пространство фильма необходимыми образами, без которых невозможно было бы сложиться истории. Каждый кадр как будто пропитан безысходностью и ощущением скорого конца, создавая непреходящее чувство тревоги.
Поиски глубинных смыслов и объяснения происходящего в «Высшем обществе» занятие неблагодарное, как попытка понять открытый финал картины, но так ли это необходимо? Клер Дени лишь очерчивает возможные разговоры, но не пытается их трактовать, походя на притчу, в которой забыли сформировать четкую мораль. Намного приятнее наблюдать и слушать, постепенно погружаясь в глубины космоса и самих себя, превращая фильм в экзистенциальный зрительский опыт. Все здесь отдано на самоощущение зрителя, которому нужно выискивать не очередные смыслы, а чистые эмоции. Главное понимать, «Высшее общество» не обещает понятный и приятный просмотр, но вряд ли сможет оставить вас равнодушным.