Очередной киноремейк мультипликационной классики Disney. Уже в момент анонса «Аладдин» казался необязательным и спорным проектом. Мультфильм и сейчас, особенно после релиза на Blu-Ray, покоряет своей сказочной атмосферой и отличными песнями, явно не напрашиваясь на переосмысление. Посоперничать с ним может лишь предстоящая адаптация «Короля льва», которой еще предстоит выйти в июле. На этом фоне недавний «Дамбо» Тима Бёртона казался верхом оригинальности. В нем действительно сильно изменили сюжет, да и мультфильм не так хорошо пережил свои 78 лет.
Трейлеры игровой версии «Аладдина» лишь подтверждали опасения, походя на флешбэки новогодних балаганов телеканала «Россия-1» и помогая снизить ожидания. Единственной интригой оставался режиссер Гай Ричи, последние картины которого были тепло встречены критиками, но так не получили зрительского признания и провалились в прокате. Все равно казалось, что именно у него может получиться вдохнуть жизнь в историю о воре и принцессе, вспоминая большую криминальную практику режиссера. К удивлению, итог оказался наименее предсказуемым и «Аладдин» можно назвать удачным экспериментом, изменившим подход к полюбившейся истории. Правда избежать сравнений с мультфильмом вряд ли получится, и оно будет не в пользу последнего.
Сюжет претерпел наибольшие изменения. Сохраняя ключевые элементы оригинала, создатели абсолютно по новому подходят к образам знакомых персонажей. Джафар из простого визиря, желавшего отобрать власть, стал походить на арабского террориста, желающего развязывать войны с мирными соседями и подчинять всех своей воле. Султан из милого и глуповатого правителя превратился в настоящего старца-мудреца, готовящегося уйти на покой. Самые большие перемены коснулись принцессы Жасмин, получившей больше экранного времени. Ее осовремененный образ становится криком победившего феминизма. Она перестала быть просто красивой куклой, теперь у неё появились амбиции. Жасмин рвется управлять государством, ведь с детства она лучше многих знает о настоящих проблемах страны. Мужчина-принц в ее глазах — глупая законодательная формальность, от которой давно пора избавиться и дать полноценный голос всем женщинам. Наименьшие изменения коснулись Аладдина и Джина, их истории обросли мелкими деталями, лишь дополняя старые образы.
Новый «Аладдин» пытается добавить простым характерам большей глубины и объема. Это подкрепляется излишней дотошностью объяснения мотиваций и устройства окружающего мира. Создатели как будто специально пытаются угодить всем, добавив в историю огромное количество актуальных социальных комментариев. Сохраняя пестрый мифический антураж, «Аладдин» больше не ощущается сказкой. Магия остается лишь в руках Джина, но больше не украшает восточный мир. Сильнее всего это заметно по серой и блеклой пещере, в которую попадает Аладдин. Там, где раньше все было залито золотым светом богатств, теперь разбросаны чуть сверкающие безделушки, не давая и намека поддаться соблазну и украсть монетку. Вся яркость была потрачена на караван принца Али, больше подходящий на восточную безвкусицу. Иногда создателям действительно изменяет чувство стиля и вкуса, но это заметно лишь на фоне мультфильма. Особенно когда реалистичность окончательно берет верх над сказочностью.
Дальше проще всего продолжить в брюзжание. Например, песни перестали впечатлять и проигрывают оригиналу. Все старые аранжировки усложнили рэп-битами, так и не создав своего лица. Новые песни просто есть, но их могло и не быть. Аграба стала выглядеть излишне реалистичной. С актерами все еще сложнее. Если Наоми Скотт идеально попала в образ Жасмин, Мена Массуд в роли Аладдина уместен, то новый Джафар с писклявым голосом выглядит странно. Возможно, его хотели сделать похожим на шипящего подкрадывающегося змея, но вышел очередной сомнительный злодей, которого дразнили в школе, оставив незаживающие душевные шрамы. Разобраться Уилл Смит играет Джина или Джин — Уилла Смита так и не удалось. Подобные проекты обречены на обилие спорных решений и неудачных сравнений. Это не сильно влияет на качество и самобытность конечного результата, если воспринимать «Аладдина» как самостоятельный проект.
Главным вопросом без ответа оказался Гай Ричи. Чтобы разглядеть его фирменный стиль, вам понадобиться не просто лупа, а профессиональный микроскоп. «Аладдин» ощущается исключительно продюсерским проектом, в котором режиссеру досталась роль обыденного ремесленника. Фильм мог снять любой постановщик и никто не смог бы заметить отличий. Хочется только спросить — зачем Disney? Можно было позволить вставить знаменитый клиповый монтаж, ну хотя бы разочек. Хотя смотреть за происходящим все равно интересно, просто вспоминая фамилию режиссера ожидаешь большего.
«Аладдин» не ощущается очередным бесполезным ремейком. Главный плюс кроется в персонажах, сделавших не один шаг вперед в своем развитии. Вместе с этим, большое количество общественных проблем, вплетенных в сюжет, преображают фильм, но превращают его в абсолютно иной продукт, больше похожий на современную притчу со свежей моралью. В Америке и Европе такой подход должен найти зрителя, а в России это может быть встречено как очередная попытка Запада навязать свои глупые ценности детям. Объяснить, что же в них плохого, не сможет никто, но благородные чувства окажутся задеты, приняв форму возгласа «и тут феминизм». Хорошо, что студия не вставила в сюжет открытого гея, это бы точно открыло врата в Ад и чередующиеся сюжеты на федеральных каналах. Оставив предрассудки и теплые воспоминания, «Аладдину» стоит дать шанс и увидеть историю под новым углом. Нужно лишь помнить, детство у нас никто не отбирал, но возможно Disney подарило приятные минуты новому поколению.