1969 год. Карьера звезды боевиков и вестернов Рика Далтона переживает не лучшие времена. Студии предлагают лишь роли одиозных злодеев с одинаковым финалом, в котором его ждет смерть от руки главного героя. Вместе со своим дублером и другом Клиффом Бутом он пытается отыскать свое место на исходе «золотого века» Голливуда и примириться с меняющимся миром вокруг. В это нестабильное время у Далтона появляются новые соседи, известная пара: режиссер Роман Полански и актриса Шерон Тейт, а по улицам разгуливают подозрительные хиппи, члены «Семьи» Чарльза Мэнсона. Пересекающиеся судьбы и трагичные истории этого года изменят всю голливудскую киноиндустрию.

«Однажды в… Голливуде»
Фотография: WDSSPR

9-й фильм Тарантино оказался самым нетипичным в его карьере. В нем, как и в «Бесславных ублюдках», очень тесно переплетаются реальность и вымысел, но работают в повествовании они абсолютно по-разному. События второй мировой исполняли роль узнаваемой декорации для воплощения на экране самых смелых фантазий режиссера. В подобных сюжетах нет необходимости погружаться в контекст и объяснять зрителю, что фашисты во главе с Гитлером – высшая форма злодеев, победить которых необходимо любой ценой. «Однажды в… Голливуде» кино об Америке и ее истории, воспринимающее многое как должное. Страна здесь не просто декорация, а полноценный персонаж на этапе важнейших перемен. В России не многие знакомы с фигурой Чарльза Мэнсона, его сектой «Семья» и судьбой актрисы Шерон Тейт. Режиссер считает, что подобное известно всем и не отвлекается на детальное знакомство со знаменитыми фигурами. Некоторые из них проводят на экране считаные минуты, другими автор восторгается длинными пролетами, не давая подсказок и намеков чем так важны запечатленные герои. Без минимальных знаний о реальных персонажах картина Тарантино может рассыпаться и превратиться в утомительное действие длиной в 3 часа, где незнакомые люди встречают друг друга в живописных местах голливудских холмов и продолжают свою обычную жизнь селебрити. Знания о американской киноиндустрии тоже не будут лишними, но уже не столь обязательны.

«Однажды в… Голливуде»
Фотография: WDSSPR

С погружением в индустрию отлично справляются главные (вымышленные) герои двойники-антиподы: Рик Далтон и его вечный дублер Клифф Бут. Их жизни противопоставляются друг другу, хотя на экране они всегда воплощают лишь одного персонажа. Первый сталкивается преимущественно с вымышленным миром, все глубже погружаясь в создаваемые другими декорации, второй вынужден встречаться с реальностью полной опасности. Оба становятся проводниками и очень бережно показывают зрителю индустриальные процессы: съемки, закулисье, репетиции и жизнь актера на закате карьеры. Здесь не получится отыскать привычную динамику Тарантино. Местные истории состоят из будничной рутины, кризисных размышлений и лиричных трагедий. Режиссеру намного интереснее концентрироваться на огромном количестве деталей (от ретро эпизодов, стилизованных интервью, оригинальных постеров до бесконечных отсылок к классике кино, постоянно оживающей на экране) и масштабе воссозданных событий. Голливуд Тарантино наполнен ностальгией, в которой он запечатлел свою любовь к эпохе. Стоит лишь услышать первые звуки не выключающегося радио, и происходящее обретает реальные очертания.

«Однажды в… Голливуде»
Фотография: WDSSPR

Еще одним отличием окажется отсутствие привычных приемов Тарантино. Все герои находятся в постоянном напряжении, а зритель в ожидании кровавой развязки, удовлетворить которую получится не всегда. Намного важнее здесь оказываются простые человеческие судьбы с их медлительностью и трагичностью. Ведь одним из ключевых конфликтов становится столкновение старых порядков и молодой одержимости, позволяя реальному и вымышленному разрешить свои противоречия на экране. Последнее происходит даже чаще, чего только стоит бой Брюса Ли и Клиффа Бута на очередных съемках. По другую сторону размышления о кинематографе, которые в этот раз зашли глубже привычных референсов и отсылок. Рассказывать про актерскую игру бессмысленно, великолепны все без исключений, но насладиться ими получится лишь в оригинале. В картине проделана невероятная работа со звуком и интонациями, повторить которую в дубляже невозможно.

«Однажды в… Голливуде»
Фотография: WDSSPR

«Однажды в… Голливуде» по словам Тарантино его высшая точка в режиссерской карьере. У него действительно получилась работа о кино и про кино, воплощающая весь синефильский багаж. Ностальгии здесь соседствует с тоской и меланхолией об утраченной эпохе. Режиссер позволяет окунуться в те яркие солнечные дни, испытав легкий трепет от похода в кино вместе с Шерон Тейт, поерзать в кресле от встречи с Чарльзом Мэнсоном и улыбнуться актерской судьбе Рика Далтона. Главное прислушаться к словам режиссера, а не ожидать увидеть его привычный кровавый стиль. «Однажды в… Голливуде» дает намного больше: возможность личного разговора с самим Тарантино и уже этим фильм оправдывает любые ожидания. Дальше нас ждет послесловие в виде 10-ой и, по заверениям режиссера, последней картины. Хочется надеяться, что он еще сможет нас удивить.