С 14 по 21 сентября в Санкт-Петербурге проходит 29-й фестиваль «Послание к человеку» давно ставший крупнейшим кинособытием города. Основными площадками выступают киноцентры: «Великан Парк», «Аврора», «Родина», «Ленфильм», «Лендок» и книжный магазин «Порядок слов». Зрителям представят 5 конкурсных программ документальных, игровых и анимационных фильмов, 7 специальных программ с российскими и петербургскими премьерами, а также множество выставок, мастер классов и конференций. Всего будет показано около 200 фильмов. 
Это дневник кинофестиваля, с кратким рассказом о фильмах конкурсных и специальных программ.

Национальный конкурс: Документальное кино.

«БРАТЬЯ / BROTHERS»

Режиссер: Степан Рожанский
Год: 2018 
Страна: Россия 

«БРАТЬЯ / BROTHERS»

История жизни двух братьев близнецов с абсолютно разными судьбами. Один из них навсегда прикован к инвалидной коляске и предопределил жизнь обоих.
Внутри все пропитано безысходностью, начиная с бесконечного движения подъемника для инвалидов, преодолевающего лишь несколько ступенек подъезда, до концерта группы «Кровосток», точно описывающей эту окружающую безвыходность и черноту. Даже спустя столько лет подобные проблемы не готов признать никто: ни брат-наркоман, работающий кладовщиком в ближайшей «Пятерочке», ни инвалид, запертый в своем беспомощном теле, ни страна, как будто отказывающаяся замечать проблемы собственных граждан. Все здесь играют в молчанку, погружаясь внутрь себя. За 33 минуты, переполненные томительными ожиданиями, «Братья» точно ухватывают депрессивную реальность главных героев, не понимающих как найти выход, постепенно скатываясь вниз по наклонной. Для них эта жизнь выглядит приговором, как и слова одной из героинь, призывающей не заморачиваться и попробовать жить проще, ведь все проблемы исключительно у нас в голове. В следующем кадре она предложит разделить с ней плюшку, и это действительно похоже на привлекательный способ пережить еще один день.

«ЕДОКИ КАРТОФЕЛЯ/ THE POTATO EATERS»

Режиссер: Дина Баринова
Год: 2018
Страна: Россия

«ЕДОКИ КАРТОФЕЛЯ/ THE POTATO EATERS»

Название фильма отсылает к одноименной картине Винсента Ван Гога, написанной в 1885 году. Нечто похожее по фактуре Дина Баринова смогла отыскать в русской деревне, продолжающей сюжет о безвыходности. Она здесь правда другая. Все герои давно свыклись со своей судьбой и пытаются лишь найти способы примитивного существования. Запросы здесь выглядят довольно универсальными: еда, отопление, пеленки и одежда для детей, таблетки, сигареты и алкоголь. Между всей этой бытовухой и балансирует простая деревенская семья. 
«Едоки картофеля» вышли довольно натуралистичными. С экрана как будто можно почувствовать затхлый запах жизни со старыми коврами на стенах, прогнивающим деревянным полом, изношенной посудой и зеркалами, с уже не смываемым слоем грязи. Несмотря на это герои не показывают вида, окружение – это не проблема, ведь так живет вся округа. Они ходят в пиджаках, видимо оставшихся со свадьбы, сохраняя признаки человеческого, погружаясь в бытовые драмы и радости, не замечая трещины на стенах и давно просевший фундамент. Для них подобное уже слишком привычно, и они смогли «не заморачиваться», отплясывая с внуком под звучащую из радио песню «я хочу от тебя сына». Если для Ван Гога это был лишь эпизод, то сейчас подобный сюжет выглядит приговором, иллюстрируя самый настоящий хоррор в каких-то сотнях километрах от нас. Выглядит все по настоящему страшным и одновременно необходим, звуча эхом из другой жизни.

Ретроспектива Кадзуо Хары.

«ПРЕДЕЛЬНО ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ЛЮБОВНАЯ ПЕСНЬ 1974 / EXTREME PRIVATE EROS: LOVE SONG 1974»

Режиссер: Кадзуо Хара
Год: 1974
Страна: Япония

«ПРЕДЕЛЬНО ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ЛЮБОВНАЯ ПЕСНЬ 1974 / EXTREME PRIVATE EROS: LOVE SONG 1974»

Документальное безумие, показывающее жизнь одинокой девушки с ребенком, пытающейся найти свое место в Японии. Долгие поиски и череда ошибок действительно помогают ей открыть личное, не универсальное счастье. Наблюдать за этим будет не легко, например, придется наблюдать сцену настоящих родов в простой квартире, снятую одним кадром и, как только вы свыкнитесь с существованием этого эпизода, увидеть подобное вновь, но уже с большей динамиком. Зрелище для стойких духом и желающих познакомиться со старым японским взглядом на феминизм. 

Кино Cверхреальности.

«НЕВИДИМАЯ ЖИЗНЬ/ THE INVISIBLE LIFE OF EURÍDICE GUSMÃO»

Режиссер: Карим Айноуз
Год: 2019
Страна: Бразилия / Германия

«НЕВИДИМАЯ ЖИЗНЬ/ THE INVISIBLE LIFE OF EURÍDICE GUSMÃO»

Очень колоритное кино о жизни двух сестер в Бразилии 50-х годов. Фильм очень интересно играет со временем, походя на ожившие воспоминания, и позволяет прочувствовать непохожие, но связанные судьбы, превращая историю в настоящую эпопею. Сюжет иллюстрирует тяжелое положение женщин, окружение которых пытается сделать безвольными, лишив любой индивидуальности. Ему противостоит настоящая сила духа, преодолевающая любые трудности ради любви. Оттенки последней мы сможем разглядеть во всей красе через: родителей, сестру, детей, мужа, любовника, подруг и музыки. Режиссеру Кариму Айноузуи оператору Элен Лувар превосходно удалось передать эмоции через насыщенный визуальный ряд, который скрепляют классические фортепьянные мелодии. С одной стороны фильм заслуженно выиграл программу «Особого взгляда» в Каннах, с другой, кажется он заслужил большего, пускай в основном конкурсе он выглядел не так заметно.
Подробнее постараюсь рассказать чуть позже.
«Невидимая жизнь» доберется до нашего проката 9 февраля.