С 14 по 21 сентября в Санкт-Петербурге проходит 29-й фестиваль «Послание к человеку» давно ставший крупнейшим кинособытием города. Основными площадками выступают киноцентры: «Великан Парк», «Аврора», «Родина», «Ленфильм», «Лендок» и книжный магазин «Порядок слов». Зрителям представят 5 конкурсных программ документальных, игровых и анимационных фильмов, 7 специальных программ с российскими и петербургскими премьерами, а также множество выставок, мастер классов и конференций. Всего будет показано около 200 фильмов. 
Это дневник кинофестиваля, с кратким рассказом о фильмах конкурсных и специальных программ.

Международный конкурс: Документальное кино.

«ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДУШ НА УЛИЦЕ ОБЕРКАМПФ В ПАРИЖЕ / PUBLIC SHOWERS, OBERKAMPF STREET, PARIS»

Режиссер: Жюли Конт
Год: 2019
Страна: Франция 

«ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДУШ НА УЛИЦЕ ОБЕРКАМПФ В ПАРИЖЕ / PUBLIC SHOWERS, OBERKAMPF STREET, PARIS»

Пока, на мой вкус, одна из лучших короткометражек фестиваля.
«Общественный душ» – сборник историй, объединенных одной локацией – бесплатным социальным душем. Хотя между героями значительно больше общего, их роднит сложный этап жизни. Несмотря на трудности, почти все посетители продолжают сохранять веру в жизнь и пытаться окончательно не выпасть из социума. Трагичное здесь тесно переплетено с воодушевляющим, оставляя проблески надежды. 
По началу происходящее кажется очередным разговором о проблемах мигрантов во Франции, но довольно быстро оказывается, что в помощи нуждаются многие жители страны. Преобладающее количество героев – бездомные. Для них душ – одно из последних пристанищ, оставляющих возможность окончательно не переступить черту радикальной маргинальности и сохранить признаки человеческого: чистые одежду и тело. Вместе с ними очиститься должен и разум – единственный, способный помочь оставить эту жизнь позади. Их истории перемешаны со вставками работников душевых, помогающих обрести этим людям опору. Сложно сказать сколько в их действиях естественности, но в подобную искренность хочется верить, как и в этот уголок социальной утопии, позволяющей сохранять людские надежды.

«ЗОРЯНА ХОРОБРАЯ / ZORYANA HOROBRAYA»

Режиссер: Элита Клявиня
Год: 2019
Страна: Латвия

«ЗОРЯНА ХОРОБРАЯ / ZORYANA HOROBRAYA»

Представьте, русское телешоу «Беременна в 16», которое взяли как главную идею и обернули ее в документальный фильм. Фильм показывает личные драмы и ворох проблем, которые не заканчиваются на детях. Действие разворачивается в латвийской деревне, где живут уже не молодые родители Зоряна и Эдгарс в ожидании пополнения. Новый ребенок постепенно обостряет конфликт между Эдгарсом и мамой Зоряны, у которой живет пара. Первый мечтает уехать в большой город, чтобы отыскать нормальную работу (он стоит за кассой Hesburger) и создать детям лучшие условия для жизни, мама же видит в деревне неоспоримое благо с природой и отсутствием суеты. Именно это (а не проблемы ранней беременности) становится центральным сюжетом, для которого дети являются лишь катализатором. Даже довольно посредственные условия жизни не становятся предметом для обсуждений. Камера хоть и показывает изношенный быт, но не концентрируется на разрухе как визуальном элементе и отличном аргументе в бесконечном споре. Но даже смена взгляда на историю молодых родителей не меняет общего впечатления. Почти все здесь упирается в нескончаемые обсуждения героев, жалующихся на свою жизнь и друг друга, лишая историю визуальной и нарративной целостности. Если совсем просто: наблюдать за подобным в документальной стилистике утомительно. Противостояние города и деревни довольно старая проблема и «Зоряна Хоробрая» не добавляет в ее обсуждение ничего нового. Просто знайте, в латвийской деревне есть явные проблемы с сексуальным просвещением и трудности с самореализацией.

«ПОДСТАВА / SWATTED»

Режиссер: Исмаэль Жофруа Шандути
Год: 2018
Страна: Франция

«ПОДСТАВА / SWATTED»

Неожиданная короткометражка о проблемах стримеров видеоигр и неконтролируемой интернет агрессии, способной разрушать жизнь. В фильме собраны реальные рассказы людей, в квартиры которых на онлайн трансляциях врывался SWAT. Виной тому становились звонки тех самых хакеров, имитирующих реальные номера жертв и рассказывающих полицейским об убийствах по их адресу проживания. С одной стороны это истории о проблемах интернет публичности, с другой — не регулируемый ужас и удовольствие от чужого страдания. Все, что когда-то казалось личным, благодаря интернету и желанию популярности превратилось в общественное, и спрятаться от этого больше нельзя. Визуально проект состоит из нарезок видеоигр, часть изображения которых перевели в векторную графику, интервью-рассказов пострадавших о случившемся и записей тех самых трансляций. «Подстава» всего лишь очерчивает проблемы не так известные в широких кругах. Наверное, подобное напоминание не может быть лишним, ведь если у вас есть аккаунт в социальных сетях, прятаться больше негде. Вот только как с этим бороться продолжает оставаться неясным.

«ГРЕЗЫ ПАНКА/ A PUNK DAYDREAM»

Режиссер: Джимми Хендрик
Год: 2019
Страна: Бельгия

«ГРЕЗЫ ПАНКА/ A PUNK DAYDREAM»

История о тяготах жизни панков в Индонезии, для которых эта культура стала рождением внутренней свободы, произрастающей из корней далеких предков. Ключевым атрибутом столкновения с обществом становятся татуировки, которые популярны в племенах, живущих недалеко от Джакарты. В глазах страны рисунки на теле – клеймо преступников и маргиналов, моментально превращающие жизнь безобидных подростков в приговор. Теперь они отбросы и в таком виде больше не нужны своей стране, из-за чего их периодически отлавливают для отправки в местные военные лагеря/тюрьмы на перевоспитание. Там панков насильно лишают их индивидуального самовыражения, выстраивая новый быт вокруг подчинения и унижений. Противостояние молодого духа свободы и старого консерватизма, достигшее радикального воплощение, превращается в борьбу с инакомыслием. Фильм рассказывает историю группы панков, пытающихся выжить в Джакарте и показать свой взгляд на страну и жизнь, доказав обществу, что они не делают ничего плохого. Для сравнения показана история нескольких жителей ближайших племен, помогающих подросткам набивать татуировки. Тот случай, когда веры ближайшую победу свободы нет, но важно увидеть иной взгляд на мир, выросший не из стереотипов, ломающих молодые жизни. Остается лишь гордо прокричать: «Punk’s Not Dead!».

Кино Cверхреальности.

«ОТВЕРЖЕННЫЕ / LES MISÉRABLES»

Режиссер: Ладж Ли
Год: 2019
Страна: Франция

«ОТВЕРЖЕННЫЕ / LES MISÉRABLES»

«Приз жюри» Каннского кинофестиваля 2019 года.
На первый взгляд все напоминает фильм «Тренировочный день» перенесенный в самые неблагополучные районы Парижа. Они давно подконтрольны разнообразным бандитским группировкам (цыгане, исламисты, африканцы и тд), рост влияния которых пытаются сдерживать «уличники». Так прозвали отряды полиции, патрулирующие город, но давно утратившие связь с подлинным пониманием закона. Руиз — новичок, приехавший из глубокой глуши, чтобы быть поближе к сыну и бывшей жене, получившей опеку. Первый же его день превращается в настоящую катастрофу, вынуждая пересмотреть взгляды на закон, совесть и свое положение.
Начинается казаться, что спецпрограмма «Кино Сверхреальности» – удивительна прекрасна в своей скромности (все-таки крупные премьеры уровня прошлогоднего «Лоро» не предвидятся) и великолепии. «Отверженные» позволяют нам заглянуть в другую Францию, редко представленную на экране с проблемами мигрантов, взросления, агрессии и власти. Камере удается передать все напряжение постоянных уличных стычек, звук нарастает и начинает давить на перепонки, сбивая с толку не только героев, но зрителя. Все это залито солнцем, превращающимся скорее в противника, вынуждая изнывать от непрекращающейся жары. Окончательную точку в восприятии этой реальности ставит рынок, снятый с дрона. Он больше похож на бразильскую фавелу, стирая любую связь с цивилизованной Европой. Это напоминает другой французский фильм – «13-й район», который в лице «Отверженных» получил документальный ремейк. Про роман Гюго здесь тоже не забыли, хотя он ощущается лишь мимолетным вдохновением.
«Отверженные» доберутся до нашего проката уже 12 декабря.

«ОЗЕРО ДИКИХ ГУСЕЙ/ THE WILD GOOSE LAKE»

Режиссер: Дяо Инань
Год: 2019
Страна: Китай / Франция

«ОЗЕРО ДИКИХ ГУСЕЙ/ THE WILD GOOSE LAKE»

Еще одна картина, приехавшая с Каннского кинофестиваля 2019 года. История об угонщике мотоциклов, случайно убивающего полицейского и вынужденного пуститься в бега. За его голову назначается награда, превращая бывших подельников во врагов. Закручивает историю простая пляжная проститутка, запускающая цепь трагичных событий. 
«Озеро диких гусей» – визуальное наслаждение. Каждый кадр сочится от запредельной эстетики, превращаясь в самостоятельную картину. Постоянно хочется нажать на паузу и рассмотреть все в мельчайших деталях. Тонкая игра со светом и камерой, выверенные движения всех персонажей, кажется здесь безупречно все. Как и местные экшен сцены, как будто запущенные на перемотке, с нелепыми полицейскими, вызывающими армию для поимки одного преступника. Многое граничит с фарсом, но на странице фильма указано, что он «основан на реальных событиях». Тем интереснее следить за женскими персонажами, формирующих европейский взгляд на китайский феминизм, отстраненный и довольно холодный, не оставляющий больших надежд. Многого здесь можно добиться лишь хитростью и обманом, позволяя хоть как-то уравнивая силы между полами.
«Озеро диких гусей» доберутся до нашего проката уже 12 декабря.