С 14 по 21 сентября в Санкт-Петербурге проходит 29-й фестиваль «Послание к человеку» давно ставший крупнейшим кинособытием города. Основными площадками выступают киноцентры: «Великан Парк», «Аврора», «Родина», «Ленфильм», «Лендок» и книжный магазин «Порядок слов». Зрителям представят 5 конкурсных программ документальных, игровых и анимационных фильмов, 7 специальных программ с российскими и петербургскими премьерами, а также множество выставок, мастер классов и конференций. Всего будет показано около 200 фильмов.
Это дневник кинофестиваля, с кратким рассказом о фильмах конкурсных и специальных программ.
Панорама.doc.
«НАСТОЯЩЕЕ. СОВЕРШЕННОЕ / PRESENT.PERFECT»
Режиссер: Чжу Шэнцзэ
Год: 2019
Страна: США / Гонконг
Документальный фильм о стримерах в Китае. Все герои испытывают проблемы с социализацией из-за психологических отклонений и физической неполноценности. Картина состоит из нарезки их будничной жизни, которую персонажи выставляют на всеобщее обозрение, находя поклонников и врагов. «Настоящее. Совершенное» очень странное кино. Целых два часа нам предлагают наблюдать за простой и обыденной жизнью людей. Некоторые истории действительно забавные, но большинство представляют будничную тоску: кото-то разбирает мусор, дугой просто едет по улице в инвалидном кресле, читая комментарии, следующий показывает свою работу крановщика. Само существование подобного контента способно вызвать тоску и недоумение, большой экран лишь усиливает эти чувства.
По заверениям автора количество стримеров в Китае достигает 422 млн человек, превращаясь в развлечение народного масштаба. Здесь же кроется и главная ценность, скрывающаяся в иллюстрации устройства простой жизни страны с мелкими трагедиями и радостями. Вот только для этого сидеть целых два часа нет никакой нужды.
«ЧТО ОНА СКАЗАЛА: ИСКУССТВО ПОЛИН КЕЙЛ / WHAT SHE SAID: THE ART OF PAULINE KAEL»
Режиссер: Роб Гарвер
Год: 2018
Страна: США
Опять документальная картина и один из лучших фильмов кинофестиваля. История жизненного пути знаменитой американской женщины-кинокритика XX века, четверть века писавшей для журнала «NewYorker». Полин Кейл ломала судьбы режиссеров и актеров, используя своей едкий слог, передававший тонкий взгляд на кино и замечающий малейшую фальшь. Работало это правило и в обратном случае, рождая блистательные карьеры еще совсем молодых актеров. Кроме темы и общего заряда от воодушевляющей истории выдающейся личности, в фильме нет ничего особенного. Это довольно типичная биографическая картина с чередующимися выступлениями Полин Кейл на телешоу, нарезкой из фильмов, зачитанных фрагментов ее рецензий и статей, краткой хроникой и интервью знаменитых людей киноиндустрии, делящихся своими воспоминаниями. Подобное формирует общий портрет, игнорирующей частности и с теплотой относящийся своей героине. Судьба Полин Кейл будет интересна поклонникам кино, остальные вряд ли смогут здесь что-то найти, увидев лишь еще одну биографию.
Спецпоказ.
«ЛЕНИН. НЕИЗБЕЖНОСТЬ / THE LENIN FACTOR»
Режиссер: Владимир Хотиненко
Год: 2019
Страна: Россия
Определенно худшие 2 часа, проведенные на фестивале. Отечественная картина о жизни Ленина в Цюрихе, заканчивающаяся его возвращением в Россию.
Много сказать не могу (будет рецензия для Киноафиши). «Ленин. Неизбежность» – перемонтированный сериал 2017 года под названием «Демон революции» или «Меморандум Парвуса» (на разных каналах выходил под разными названиям). Бабушки в зале оказались в восторге, а режиссер на Q&A рассказывал о той самой «неизбежности» и его «послании к человеку». Неизбежно здесь лишь одно – такое русское кино все еще проще ругать, чем получать удовольствие.
Кино Cверхреальности.
«БОГЕСТЬ, ЕЕИМЯ– ПЕТРУНИЯ/ GOD EXISTS, HER NAME IS PETRUNIJA»
Режиссер: Теона Стругар-Митевска
Год: 2019
Страна: Македония / Бельгия / Словения / Франция / Хорватия
Блистательное кино о вере и проблемах консервативности православной церкви, вскрывающиеся из-за церковного праздника и ставящий на уши весь город. Петрунья — безработная девушка, живущая с родителями, случайно ловит в реке крест, который обещает поймавшему целый год удачи и благодати. По старым обычаям участвовать в этом могут лишь мужчины, что поднимает ворох общественного недовольства. Довольно быстро в ситуацию вмешивается полиция, встающая на сторону церкви и пытающаяся отобрать у девушки принадлежащий ей крест. Кино о проблемах православной церкви, для которой женщина не является полноценным человеком. Любые заявления в обратном упираются в обряды и действия, лишающие ее равных возможностей. Все это вскрывает истинную сторону не только священников, но и тех самых прихожан, забывающих о любви к ближнему и готовых разорвать неугодных им людей. Неожиданно для себя, Петрунья превращается в символ свободы, обостряющий необходимость общественных и религиозных изменений в современном мире. Македония очень напоминает и нашу действительность, которую транслируют простые люди на улице, моментально опускающиеся до ворчания о коррупции и социальных проблемах. Смешно, остроумно и страшно, показывая, что выхода у нас все еще нет.
Фильм не куплен для нашего проката и, учитывая контекст, вряд ли доберется до больших экранов.