В Санкт-Петербурге подошел к концу кинофестиваль «Золотой Единорог», который собрал лучшие зарубежные фильмы о России и ее наследии.
Рассказываю о двух последних картинах, завершивших конкурсные показы.

«ЧУЖАЯ МОЛИТВА / 87 CHILDREN»

Режиссер: Ахтем Сейтаблаев 
Год: 2017 
Страна: Украина / Германия / Израиль

«ЧУЖАЯ МОЛИТВА / 87 CHILDREN»

Действие фильма разворачивается на территории Крыма в 1944 году, где нацисты устраивают рейды по поимке евреев. Родители успевают спасти детей, которые отныне предоставлены самим себе. Скитаясь по местным заброшенным крепостям, они возвращаются в город и находят спасение в сиротском приюте. Фашисты не могут отличить татар от евреев, чем пользуется воспитательница Саиде, придумывающая детям новую биографию и обучающая их своей культуре.
Несмотря на острые темы холокоста и ужасов войны, предстающих пред беззащитными детскими глазами, «Чужая молитва» образец настоящей режиссерской беспомощности. Все здесь напрочь лишено художественного и построено на примитивных приемах в виде: картинных убийств, женских и детских слез, постоянных возгласов «за что они нас так не любят?», завывающей скрипки в саундтреке, трудной судьбе юных героев и начального титра «основано на реальных событиях». Каждый кадр пытается вызвать банальную эмоцию сострадания, абсолютно не пытаясь погрузить и связать зрителя с судьбами на экране. Сработать такое может с излишне впечатлительными людьми, остальным останется фальшь и искусственные образы, создающие пластиковое пошлое. Помогает в этом ужасающий монтаж, разрушающий любое напряжение, чередуя сцены без какой-либо логики. 
Дальше все скатывает до русофобии, сначала поданной в сравнении русских с фашистами (они, видите ли, тоже хотят захватить Крым, ведь здесь всегда были исконно германские древние земли), а заканчивающейся злым НКВД (если первые ненавидели евреев, то новые гости полуострова взялись за высылку беззащитных татар). Размышления кто же из них более жесток авторы решают оставить открытым. 
Одной из странностей становится украинский язык фильма. На нем разговаривают все жители и даже фашисты, ведущие диалог с местным населением. К этому не могло быть вопросов, если бы в попытках достичь достоверности немцы и татары не изъяснялись на родных языках. Такое количество рідної мови не услышишь даже в Одессе. Полное отсутствие русской речи (даже у НКВД) выглядит несколько искусственно, создавая очередную условность.
Как подобное могло попасть на кинофестиваль, лично для меня остается загадкой, особенно после следующего фильма.

«РУССКАЯ ПЯТЕРКА / THE RUSSIAN FIVE»

Режиссер: Джошуа Риль 
Год: 2018 
Страна: США / Канада / Россия

«РУССКАЯ ПЯТЕРКА / THE RUSSIAN FIVE»

Документальная картина о великой «русской пятерке» (Вячеслав Козлов, Игорь Ларионов, Сергей Федоров, Вячеслав Фетисов и Владимир Константинов), игравшей за хоккейный клуб «Детроид Ред Вингс», которая не просто привела его к успеху, но и изменила стиль игры в НХЛ.
Все начинается как типичная документальная картина с интервью участников тех событий, самих хоккеистов и работников клуба, принимавших стратегические решения по приглашению европейцев (именно так называют русских) в команду. Дальше клюква о СССР, рожденная в голове поколения железного занавеса, вскормленного на предрассудках о злом правительстве советов, убивающем своих граждан за любую оплошность. Она воплощается и в капиталистическом подходе заманивания наших спортсменов, которым предлагали «сумки денег», дорогие машины и долгожданную «свободу». Постепенно к ним добавляется хроника матчей и анимация, выполненная в стилистике комикса, иллюстрирующего ключевые события, оставшиеся вне поле зрения камер.
Незаметно «Русская пятерка» превращается в историю успеха целой страны, нашедшей в сердцах американских поклонников хоккея свой уголок. Создателям удалось передать переживания с экрана, давая возможность разделить разочарование от поражения и радость побед вместе со всеми участниками. Зритель становится настоящим болельщиком на трибуне, с замиранием сердца ожидая увидеть финальный счет на табло. Фильм позволяет не только почувствовать эмоции толпы, но и понять тактические нюансы, позволяя увидеть в чем заключалось настоящее игровое величие пятерки. 
В конце становится очевидно главное: спорт (как и искусство) можно считать универсальным языком, помогающим стирать национальные недопонимания и разногласия. Настоящий восторг, не только для поклонников хоккея.
2 октября «Русская пятерка» получит цифровой релиз.