Автор: Мария Степанова
«Романс – небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением», сообщает определение. Лирика не замыкается на стихах. Если обращаться к ее главному предмету изучения, то ими окажутся переживания и чувства, а одной из словесных форм воплощения станет дневник, автор которого пропускает через себя восприятие окружающего. Мария Степанова намекнула, что читатель встретит на страницах и может разглядеть даже «музыку».
«Памяти Памяти. Романс» очень личное путешествие автора в прошлое, к своим корням. Книга представляет собой размышления о своей семье, разборе памяти и уцелевших артефактов истории. Они же приводят нас к пониманию самой памяти и отношений живых к уже нас покинутых, изменчивости мира в нынешнюю эпоху и «загрязнением» пространства цифровыми следами, которые превратятся в новые артефакты, по которым нас будут оценивать новые поколения. Другой важной темой затрагиваемой Марией Степановой, станет еврейский вопрос в историческом контексте, от революции 1917 до наших дней. Центральная идея обращения взгляда в прошлое, не оригинальна. Она очень схожа с творчеством немца Зебальда, который тоже выстраивал свои, пусть и художественные, книги вокруг памяти (реальных записок, писем, документов и других свидетельств), но обращался к более широкому прошлому, истории целой страны. Сама книга состоит из 3 частей.
Первая обращена в начало истории, рождение книги. Здесь Мария Степанова рассказывает о себе, процессах запустившим долгое путешествия. Как часто бывает, прошлое запускает смерть, в ее случае это была тетя. А дальше разбор старых вещей и желание десятилетней девочки написать книгу о семье, мечта которая осуществлялась 35 лет.
Вторая часть менее однородна. Она состоит из небольшой подборки писем раскинутых по главам. Они называются «Неглавы» и привязаны к году написания. В других главах, анализируется настоящие и говорится о деградации и упрощении жизни от частых фотографий до записей в facebook. Быстрые попытки запечатленная настоящего все больше стирающие главное в личности, распыляя ее. Оставшихся главах анализируется творчество и судьбы Мандельштама, Зебальда, Цветаевой, Шарлотты Саломон и других. Здесь они невидимые герои семейной истории, живущие в тех же городах, улицах и домах. Вполне возможно, они могли оказаться семейными знакомыми или перекинуться парой предложений, с ее прабабушкой, а может они никогда не встречались.
Третья, наверное важнейшая часть, сосредоточенна на историях обучения и взросления ближайших родственников по отцовской и материнской линии в предреволюционной время, перемещаясь к Второй Мировой и послевоенной судьбе евреев в СССР («Дело врачей»).
Также стоит отметить, что еще одним выделенным автором становиться Марсель Пруст. Его лейтмотивы, пронизывают все устройство этой истории. Пруст как и Мария Степанова, черпал свое вдохновения в воспоминаниях, обрывках прошлого помогающих анализировать настоящие.
В своей работе Мария Степанова практически не касается живых, тех кто еще владеет своей судьбой, не сформировав окончательно памяти в которую можно погрузиться. Напротив они сами являются носителями воспоминаний, которыми делиться и фактически создают эту историю.
Книга очень сложная, не только стоки зрения словесных конструкция и троп, но и эмоционально. Судьбу мертвых всегда воспринимается с ощущения сочувствия к живым, которых они покинули.
«Памяти Памяти. Романс», одна из лучших книг последнего времени. Эта семейный музей архивного прошлого, в котором нам посчастливилось оказать на экскурсии. Попытка сохранения личности во времени, такой, какой ее видит сама Мария Степанова.