Автор: Марсель Пруст
Марсель Пруст один из главных писателей века ушедшего. Своей эпопеей «В поисках утраченного времени» он переосмыслил подход к литературе, наполнив ее воспоминаниями, рождающимися из ассоциативных ярких чувств и эмоций. Прошлое становятся основой истории жизненного пути Пруста, оживая из любой мелочи и связывая писателя с днями минувшими. Сам автор растворился в своих героях, а подробная дотошность изложения, стерла грани между реальной жизнью писателя и сюжета эпопеи. При смерти Пруст успел издать только 4 тома и за второй, «Под сенью девушек в цвету», был удостоен «Гонкуровской премии». Оставшиеся 3 книги были опубликованы посмертно, благодаря стараниям его брата Роберта.
В связи со специфичностью некоторых тем рассматриваемых Прустом, в 30-х года на русский язык были переведены не все книги цикла. Этот процесс получил завершение лишь в 90-х, а в 2010 случился новый бум всевозможных переизданий многотомника, а также сборников статьей, писем и биографий. «Утехи и дни» вошли в эту череду (на данный момент осталось одна неизданная книга «Жан Сантёй») и вышли в переводе Е. Тараховской и Г. Орловской, созданным еще для первого русского издания 1927 годах. В то время, художественная целостность приближающая текст к эмоциальнальному духу оригинала, преобладала над дословной интерпретацией словесных конструкций.
«Утехи и дни» сборник рассказов и первая изданная книга Марселя Пруста, в которую вошли рассказы создававшиеся на протяжении 10 лет. В оригинальном издании имелось предисловие Анатолия Франса (писатель и критик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1921 года) и иллюстрации Мадлен Лемер (художница специализировавшаяся на цветах и жанровой живописи, далее в рецензии будут представлены ее картины), но оно не снискало популярности. Во многом это было связано с завышенной стоимостью книги, позиционировавшейся как произведение искусства. Издание стоило 13,5 франков, что сейчас ровняет 40 евро.
В литературном кругу «Утехи и дни» не были восприняты серьезно, закрепив за Прустом образ поверхностного дилетанта. Одна из насмешливых газетных рецензий даже привела к дуэли между Прустом и критиком Жаном Лорреном (оба выстрела не попали в цель и конфликт был улажен). В дальнейшем книга все-таки найдет своего читателя, выйдя в менее вычурным переиздании лишившемся иллюстраций и дорогой бумаги, что помогло уменьшить стоимость. Правда к этому моменту Пруст уже обретет популярность и состоится как писатель.
«Утехи и дни» типичный сборн рассказов автора, будущее которого связано с одной крупной литературной идеей. Здесь можно проследить его будущий стиль и первые наброски своих предстоящих героев, которые сформируются уже в «поисках». Центральными темами практически всех рассказов стали исследования чувств, а фоном выступает высший свет, о которой всегда грезил Пруст. В рассказах уже начинает преобладать доля автобиографичности сюжетов. В чувствах Пруст еще сдержан, преображающими в его рассказах стали психология любви, со своими парадоксами, этапами страданий и затуханием, а также интеллектуальное тщеславие, с идущей рядом заносчивостью.
Увлекавшийся в то время Толстым, Марсель Пруст в своей новелле «Смерть Бальдассара Сильванда виконта Сильвани», взял сюжет повести «Смерть Ивана Ильича», но пошел дальше, русского писателя, наблюдая за судьбой героя знающего о неизлечимом недуге и своей предстоящей кончине. Во многом это история станет главной во всем сборнике.
В последнее издание вошли не все рассказы. Изначально их насчитывалось более 50, было отобрано всего 9 (не считаю множества предисловий). Также стороной обошли и входившие в сборник стихи Пруста.
«Утехи и дни» ощущаются как первая книга ищущего себя писателя. С нее не стоит начинать знакомство с его творчеством. Она еще не поражает своей глубиной и образностью, но в ней можно проследить зарождающиеся идеи Пруста. Сборник больше подходит, как отличное дополнение к уже сложившейся фигуре творца или как заметки к эпопеи «В поисках утраченного времени». Полюбить стиль автора или получить общее представление, сократив тем самым чтение семитомника, у вас не выйдет. Пруста любят, во многом, именно за его необъятный масштаб.