«Лето» очередной русский фильм интерес к которому вызван не художественными особенностями картины, а сопутствующими процессами. Абсурдное судебное дело режиссера Кирилла Серебренникова, который монтировал фильм уже под домашним арестом, критика и обвинение в искажении фактов и лжи, от знакомых с героями, завершил это показ фильма в Каннах, проходивший под лозунгом #FreeKirill. Сам же фильм, несмотря на заявления о народной любви к группе «Кино», отошел на второй план. Очень жаль, возможно это лучший фильм Серебренникова и, как минимум, отличное европейское кино.
Ситуация сложившаяся вокруг Кирилла Серебренникова и проекта «Гоголь-центр» ужасает. Невозможность творца закончить свой проект, быть рядом со своим детищем и унизительное человеческое положение продолжается почти год. Хочется верить, что у этой истории может быть счастливый конец и мы сможем увидеть еще много его творческих высказываний.
В недостоверности жизнеописания Виктора Цоя и Майка Науменко создателей упрекал Борис Гребенщиков. Заявление музыкант сделал основываясь на прочтенном сценарии фильма. После просмотра релизной версии это выглядит невероятно комично. В начале картины даже не поставлен титр «основано/по мотивам реальных событий», хотя такие плашки присутствуют и в менее правдивых историях взявших из реальности всего три победных секунды. Авторы позволили себе лишь слова благодарности в финале, людям творчество которых оказало на них огромное влияние. В российском обществе, остро реагирующем на слово «правда», такое решение кажется единственно верным. «Лето» исключительно художественная картина рефлексирующая о времени ушедшем и побуждающая к полноценному знакомству/изучению музыкального авангарда рок движения того времени.
Фильм рассказывает историю зарождения группы «Кино». В центре сюжета лежит знакомство и взаимоотношения Виктора Цоя с Майком Науменко в Ленинграде 80-х.
Главное «Лето» кино не о тяжелых советских временах запретов. Союз здесь выглядит как нация подавленных эмоций. Музыка здесь реактив свободы, вынуждающий отдаться ритмам и рок-мотивам, от которых просто невозможно усидеть на месте. Фильм начинается и заканчивается песней. Это не только концертные выступления и гитара у костра, но и музыкальные эпизоды превращающие «Лето» в мюзикл. Эти сцены имеют отдельную постановку, с интересной стилизацией под комикс (похожий стиль использован в постере). Репертуар намного разнообразнее песен Науменко и Цоя включая треки: David Bowie, Iggy Pop, Lou Reed и Talking Heads.
Отдельного упоминания стоит персонаж ломающий третью стену, обращающийся напрямую к зрителю. На музыкальных вставках он ходит с табличками «этого не было», озвучивает мысли героев или же иронизирует над схожестью выбранных актеров с реальными прототипами. Такой подход снимает практически любые претензии к фильму в неправдаподобности, окончательно давая понять зрителю, перед ним художественная картина.
В фильме нет пошлости исполнения песни «хочу перемен» в конце (или где-то еще), а одна из финальных сцен, где переснимают обложки знаменитых мировых альбомов, показывает любовь и трепетное отношение создателей к выбранной теме.
Главным минусом картины выглядит запиканный мат, из-за которого картина теряет часть своей панк-рок атмосферы, одновременно подчеркивая свою актуальность в нынешнее время.
С картинкой все тоже отлично. Фильм выполнен в черно-белой гамме с редкими цветными, стилизованными под ретро, вставками. Оператор Владислав Опельянц идеально попал в тональность фильма наполняя его большим количеством крупных планов и свободно плавающей камерой, синхронизирующейся с музыкальными ритмами.
Выбор нерусского актера Тео Ю на главную роль, в пользу сходства с Цоем, кажется единственно верным, как и блистательная работа Ирины Старшенбаум, исполнившей роль жены Майка Науменко. Последнего сыграл солист группы «Звери», Рома Зверь и с ним вышла очень странная ситуация. С одной стороны видно как актер вжился в роль Науменко, в том числе и на крупных планах, с другой, в каждой исполняемой песни больше слышно именно Рому Зверя, создавая диссонанс между происходящим на экране и звуком. Особенно ярко это бросается в концертных исполнениях, где песни звучат целиком. Большенство даже не обратит на это внимание, а обсуждения художественных особенностей выбора создателей глупое занятие. Все-таки главная интересующая зрителя фигура это Цой, с пенями которого такого разящего несоответствия не происходит.
Роли второго плана тоже отличные, особенно выделяется герой ломающий третью стену и участники группы «Кино». Антураж и колорит Ленинграда 80-х, с общежитиями и домами культуры, прилагается.
«Лето» фильм украшения всего современного отечественного кинематографа, к которому его причислять нет желания. Это полноценное европейское кино, что доказало участие фильма в главном конкурсе Каннского фестиваля и «Премия за лучший саундтрек». История творчества, заряжающая зрителя энергетикой музыкальных ритмов и рок-бунта на пути к мечтам, став лакмусовой бумажкой между поклонниками «правды» и любителей по-настоящему большого кино, с уважением относящемуся к любимым многими музыкантам.