Франшиза «Хищник» довольно плохой пример кинофраншизы, выделяющейся на фоне подобных, лишь отличным титульным персонажем. За исключением оригинальной картины 1987 года, с Арнольдом Шварценегром, ни одного внятного фильма так и не появилось. В ней были не только сиквел и попытка недавнего перезапуска с Эдрианом Броуди, но и очень спорный кроссовер. Попытка объединения двух некогда популярных инопланетных монстра, теряющих хватку, получила незамысловатое название «Чужой против Хищника» и привела к двум очень странным картинам. Если первая вышла типичным жанровым ужастником, про группу людей пытающихся выжить в схватки более опасных противников, то сиквел окончательно перешел все грани разумного и утратил любые связи, не только с реальностью, но и сюжетной логикой, похоронив кроссовер и любые упоминания о их связи, в оригинальных франшизах.
В ответе за очередное возрождение истории взялся Шейн Блэк, культовый сценарист боевиков 90-х (серия «Смертельное оружие», «Последний киногерой» и «Последний бойскаут») и подающий большие надежды уже в режиссерском кресле («Поцелуй на вылет», «Железный человек 3» и «Славный парни»). Именно его видение стало ключевым для проекта. Изначально студия планировала полный перезапуск франшизы об инопланетном охотнике, но режиссер настоял именно на формате мягкой перезагрузки, считающейся с событиями предыдущих картин.
Потерпевший крушение инопланетный корабль прерывает военную миссию по освобождению заложников. Единственный выживший морпех, в попытке сохранить доказательства увиденного, отсылает часть инопланетной амуниции своему сыну-артисту. Мальчику удается быстро освоить внеземные технологии и стать ключевой фигурой в столкновении военных и хищников, прибывших на землю, для сбора генетических образцов.
Сюжет нового «Хищника» не блещет оригинальностью, но имеет в своей структуре несколько отличных находок, выделяющих картину. Первой становится появления мотивов у персонажей и сглаживания типичных сюжетных нелепиц. Хищники больше не инопланетяне, прибывшие на землю лишь для охоты. Их сюжетная линия обрела, пусть и очень поверхностное, но все же объяснение. Здесь они собирают генетический материал для улучшения своей расы и превращения в эталонных убийц, не имеющих слабостей. Это никак не противоречит их основному занятию – охоте, оставшейся приоритетным способом его добычи.
На этом создатели не остановились. Шейный Блэк придумал на удивление рабочий прием, объясняющий любые глупые действия большинства персонажей. Центральной командой фильма стали военные психи, в буквальном понимании. Спектр разнообразен, кто-то пытался застрелиться, другой открыл огонь по своему конвою, у следующего обнаружится синдром Туретта или излишня религиозность. Все они заперты в автобусе, на пути к психбольнице. Туда же падает главный герой, вынужденный объединиться с этой командой отморозков.
Такой ход практически сразу снимает любые вопросы к логике поведения, что взять с душевнобольных?
В действительности это работает даже лучше, чем звучит, оправдывая на экране любые действия и позволяет добавить в картину нетипичное количество для жанра юмора. Его очень много, фактически фильм похож на качели, где экшен сменяется юмором и наоборот, не давая зрителю опомниться. Здесь опять на первый план выходят обаятельные психи. Их ирония и постоянное ребячество идет фильму только на пользу, превращая нового «Хищника» в аттракцион, действительно развлекающий зрителя. Сам юмор практически всегда уместен, отсылая к колкостям «Смертельного оружия» и балансируя на грани ребяческого балагана, в который Шейн Блэк превратил, спорный триквел «Железного человека».
Создатели не упустили возможности высмеять всю франшизу, устроив спор как правильно именовать инопланетянина «хищником» или все же «охотником».
Все остальное удалось просто не испортить, что уже отлично, на фоне нововведений и 30-и летнего ожидания. «Хищнику» позволили сохранить взрослый рейтинг, давай возможность создателям воплощать любые фантазии с расчленением и литрами крови, заливающими экран. Постановка экшена отдает дань оригиналу, показывая хищника безжалостным убийцей, оставляющим после себя лишь горы трупов, больше похожих на разбросанные детали мозаики, которой выступают человеческие конечности и органы. Графику значительно подтянули, хотя ближе к концу фильма, ее огрехи начинают бросаться в глаза, явно не дотягивая до эталонных работ.
С актерами все тоже неплохо. Они здесь просто есть, хотя можно выделить Джейкоба Тремблей, играющего мальчика-аутиста. Ему уже приходилось играть детей со странностями и в более драматичных проектах («Комната» и «Чудо») и здесь он не сбавляет планки. Оливия Манн просто прекрасная. В 87-м ей пришлось бы отыгрывать роль дурочки-красавицы, но в нынешних условиях она типичный женский персонаж: сильная, умная, красивая и главное, независимая. Остальные актеры из второго эшелона, часто мелькающие в сериалах или не самых крупных проектах. Здесь их ждет типичная судьба статистов, по очереди вытягивающих короткую соломинку, с чем они блестяще справляются.
Новый хищник вышел отличным аттракционом, совмещающий в себе лучшее: безбашенность боевиков 90-х и жестокость оригинала. Режиссеру Шейку Блэку удалось вдохнуть жизнь, в казалось уже умирающую франшизу франшизу, не используя глупые приемы ностальгии, из чего состоит последний «Терминатор» (ходят слухи, что в изначальной версии сценария в конце все-таки появлялся Арни, но актер отказался от роли).
«Хищник» первый крупный осенний релиз, призванный заинтересовать зрителя, который возвращается в привычный ритм. В октябре уже не будет передышек от крупных релизов на любой вкус, а также картин, участвующих в оскоровской гонке. Хочется верить, что фильм сможет найти своего зрителя и не провалиться в прокате. Крупные студии, все еще опасаются делать картины со взрослым рейтингом («Веном» не получил обещанных 18+, остановившись на 13+ в США и видимо 16+ в России). На этом фоне новый «Хищник» («Дэдпул» не в счет) выглядит глотком свежести, пополам с ностальгией и весомой причиной посетить ближайший кинотеатр.