Автор: Лоран Тирар
«Мастер сцены» – серия книг издательства «Эксмо», объединенная идеей прикладного понимания киноремесла. Большая часть из них носит обучающий характер, предлагая читателю обучиться актерской игре, ознакомившись с техникой Станиславского или популярной в Америке программой Чаббак, расскажет кто такие шоураннеры (исполнительный продюсер) и почему на них держится производство нынешних сериалов, но самое главное, поможет вам стать востребованным сценаристом, создав сценарий студийной мечты. Последней профессии уделено максимальное внимание и посвящено 7 книг, в которых вас научат придумывать киносюжеты, писать цельные истории для сериалов, отдельные научат любого желающего находить гениальные повествовательные идеи и рождать нарратив из воздуха, ведь главное захотеть.
Среди писателей не только западные «метры», но и русские авторы. Обложки пестрят яркими цветами, зазывая читателя громкими банальностями «как написать успешное кино», «рабочая инструкция», «готовая система», «уроки от великих» и так далее. Такой подход рождает вопросы не столько к авторам (например, сказать что-то плохое про книги Станиславского сложно), сколько к издательству «Эксмо» пытающемуся завлечь доверчивых читателей. Большая часть книг малосодержательна, являясь набором из банальных истин и очевидных художественных приемов, так и не открывая доступ к заветному знанию. Издания выполнены максимально отталкивающе и содержат большое количество орфографических ошибок (мои собственные наблюдения по нескольким прочитанным книгам и множеству отзывов). На фоне похожих серий издательств «Манн, Иванов и Фербер», «Альпина нон-фикшн» или «Нового литературного обозрения», попытки «Эксмо» выглядят малопривлекательными и безнадежными, хороня несколько действительно интересных книг. «Профессия режиссер. Мастер-классы» одна из таких.
В отличие от большинства авторов серии, Лоран Тирар может оказаться знакомым поклонникам французского кинематографа. Он является режиссером и сценаристом фильмов «Маленький Николя, «Мольер» и «Астерикс и Обеликс в Британии». Обычно книги подобного жанра заявляют о «большом опыте писателя в кинематографе», который почему-то редко выходит за рамки советов студиям и никогда не воплощается в сценарий или фильм. Со стороны это выглядит пылью в глаза и попыткой банального оправдания. Да, Тирар не входит в первый эшелон французского кинематографа, но снимает неплохие комедии, выходящие за пределы собственного кинорынка. На моей памяти это первый автор, действительно создавший фильмы и пишущий не о самом себе, а исследующий аспекты на примере главных мастеров профессии. Хотя Лоран не сразу стал режиссером, создавая книгу в другом статусе.
Началом его пути была кинокритика и работа штатным автором в французском журнале Studio. Именно там родилась идея проекта «Уроки синематографа». На протяжении долгого времени Тирар проводил серии бесед-интервью с главными мировыми режиссерами, для которых был разработан список из 20 предметных, а главное универсальных вопросов, одинаковый для всех. Такой детальный поход, проникает в суть профессии, отталкиваясь от общих принципов, присущих всем режиссерам, и стараясь абстрагироваться от индивидуальности их самовыражения. «Уроки синематографа» были тепло встречены читателями и в конечном итоге развились в полноценную книгу. В ней отобраны лучшие интервью переработанные и оформленные в тематические блоки-размышления о ремесле, технических аспектах, уловках в работе и практических советов начинающим кинематографистам.
Список режиссеров, принявших участие в проекте разнообразен: Вуди Аллен, Мартин Скорсезе, Тим Бертон, Дэвид Линч, братья Коэн, Ларс Фон Триер, Жан-Люк Годар и многие другие.
Несмотря на попытки акцентировать вниманием на профессиональных аспектах, богатый опыт и различные творческие пути, сформировавшие взгляды режиссеров, выходят на первый план. Каждый из них создает в свою крайность будь то подход к работе со сценарием, план рабочих смен, выстраивание кадра, работа с камерой или подбор и взаимодействие с актерами. Каждый из них считает свой подход единственно возможным, исключая любую другую возможность. Тем важнее общие взгляды на творчество и режиссуру.
Первое, что бросается в глаза это упор на внутреннюю уверенность в собственных действиях и понимание творческого высказывания, без которых невозможно довести фильм до финала, хотя сами подходы сильно разнятся. Здесь может быть четкое видение структур и замыслов или расплывчатый образ, больше похожий интуицию.
Вторым, но не менее важным, стал взгляд на первые творческие шаги. Почти все режиссеры, получившие профессиональное образования или самоучки, сходятся в одном – берите любую камеру и снимайте, только так вы сможете получить необходимый опыт, который не сможет дать не один университет, курсы или пособия. Сейчас (а книга была издана в 2002 году), когда доступность и простота камер позволяют любому новичку моментально приступить к воплощению идей, именно такой совет может стать отправной точкой и помочь многим сделать первый шаг.
Дальше больше, но это уже отличительные мелочи, позволяющие читателю анализировать различия подходов и найти, более комфортный для себя.
Лоран Тирар сделал главное, исключил банальные вопросы, от которых страдают многие интервью. «Профессия режиссер. Мастер-классы» это не творческие портреты ваших любимых режиссеров и не размышления «почему они решили стать творцами», это попытка анализа подходов к самой работе, позволяющие понять взгляд на устройство технического процесса. Безусловно книга не научит вас режиссуре, а скорее позволит развеять романтизм, который ее окружает, позволяя понять взглянуть на аспекты тяжелой и изнуряющей работы, которой они отдаются каждый день. Для многих это принесет больше пользы, чем очередной рассказ о детстве или размышления о творческом пути, формирующие неправильное понимание профессии.