Автор: Линда Сегер
Идея книги об анализе киноведческих акцентов и не всегда очевидной глубины повествования выглядит невероятно привлекательно. Представьте универсальное пособие, помогающее увидеть скрытые подтексты в творчестве Тарковского или Линча, показать, что в кинокомиксе можно отыскать образность и даже улучшить ваш сценарий. «Скрытый смысл…» книга, привлекающая названием и обещающая расширить горизонты киновосприятия и помочь вашей истории обрасти аудиовизуальными смыслами, вот только она взваливает на себя больше, чем готова предложить.
Линда Сегер не последний человек в Голливуде. «Сценарный гуру» и консультант крупных киностудий, написавшая лишь один сценарий (неизвестный немецкий фильм), да и тот в соавторстве. Это не помешало ей создать целую обучающую структуру: книги, лекции, собственный метод киноанализа, а также систему советов и наставление, позволяющую создать полноценную историю любому смертному.
Такой подход выглядит странным. Человек, не имеющий профильного образования (что не так страшно) и не написавшие ни одного внятного сценария (что странно) помогает людям становиться «творцами». Сегер не одинока, здесь можно вспомнить не менее известных консультантов Сида Филдса и Роберта Макки, написавших свои сценарные «библии» и знающих самое главное – как достичь сценарного величия. На деле такие советы редко содержат радикальные открытия, а иногда несут вред, пытаясь стандартизировать творческие процессы, и точно не позволят любому получить ключ от заветной мечты. Хотя назвать эти книги полностью бесполезными не выйдет, часть информация из них может пригодиться и расширить, зрительский кругозор.
«Скрытый смысл…» очень спорная работа, пытающаяся объединить в себе знания по искусствоведению, психологии и сторителлингу, но забывающая о самом главном – структуре.
Каждая глава сосредоточена вокруг одного аспекта написания сценария или анализа фильма. Тут рассматривается предыстория персонажей, диалоги, жестикуляция, аналогии и метафоры, любовные линии и многое другое. Все они мало взаимосвязаны, существуют в отдельности друг от друга, так и не выстраиваясь в четкую «карту» советов. Большую часть книги Линда Сегер рассказывает о своих жизненных ситуациях, которые можно использовать в сценарии, проводит довольно поверхностные анализы фильмов «Психо», «Тень сомнения», «Обыкновенный люди» и сериала «Чирс», иногда обращаясь к творчеству других сценаристов и режиссеров. Все это показывает широкую эрудицию автора, никак не приближая к раскрытию вопроса главных вопросов. Расставленные акценты, почти всегда звучат слишком очевидно, советы по улучшению сценария, звучащие как «создание подтекстов и желание спрятать в них смыслы, улучшит вашу работу» выглядят насмешкой. Практические наставления растворяются в слишком общих примерах мало применимых на практике и анализе локальных сцен, почти всегда вырванных из художественного контекста, вызывая вопросы в правильности их разбора. Исправить это пытаются задания в конце каждой главы, но в столь маленьком издании без явной структуры, они выглядят как очередная издевка и попытка придать значимости книге.
В результате получилось не обучающие пособие, а большая заметка, в которой автор делиться своими впечатлениями и замечаниями, похожая на качественные записи личного блога, человека из киноиндустрии.
За громким названием скрываются лишь банальные выводы. Для «понимания» и освоения профессии достаточно быть внимательным, смотреть много кино, развивать общую эрудиции, в которую входит представление о классических структурах и сюжетах мирового искусства, чаще искать сюжеты в своей жизни, а также понимать социальные связи и взаимодействия, как это делает Сегер, все остальное вторично. Стоил ли для этого читать целую книгу? Нет.
Прочитав «Скрытый смысл…» синефил или сценарист/режиссер/оператор не увидят ничего нового и ужаснутся от поверхностности излагаемого материала и столь же эффектных советов. Простой зритель, все еще не сможет разглядеть новое в нестандартных фильмах, просто из-за нехватки знаний. На фоне Роберта Макки и его «Истории на миллион долларов», такая попытка выглядит бессодержательной и похожа на пустую трату времени и денег.