Авторы: Дэвид Линч и Кристин Маккена
Пытаться рассказывать о Дэвиде Линче – дело бессмысленное и глупое. Его фигура слишком обширна, выходя далеко за рамки «Твин Пикс», полнометражных картин, музыки, живописи, скульптуры, фотографии, причудливых инсталляций, трансцендентальной медитации и даже рекламы. Практически каждое начинание обретает культовый статус, пусть часто не сразу, проходя выдержку годами. О себе или творчестве Линч не любит говорить, оставляя все размышления зрителю, в интервью ограничиваясь рассказами о погоде или деятельности индийского гуру Махариши, перевернувшего жизнь художника. Такая скрытность лишь разжигает интерес к его сложному творчеству, в котором люди пытаются разгадать сложнейшие ребусы или просто отдаются потоку его гения.
Что сейчас можно найти о Дэвиде Линче? Два документальных фильма о жизни «Линч» и «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве», во многом построенные на интервью и рассказах самого художника, документальный фильм о его турне в поддержку трансцендентальной медитации «Медитация, творчество, мир», книгу «Как поймать крупную рыбу», основанную на этой поездке и представляющую собой сборник лучших ответов с выступлений Линча, странную биографию «Дэвид Линч. Человек не отсюда» Лима Денниса, в которой не ощущается Линч, больше походящая на сборник общедоступных фактов о его фильмографии, книги «Дэвид Линч. Беседы с Крисом Родли» и Славой Жижеке о «Шоссе в никуда», обе практически невозможно найти в бумажных изданиях и большую статью Дэвида Фостера Уоллеса «Линч не теряет голову», написанную для журнала Premiere в момент выхода «Шоссе в никуда». Этот список только верхушка, под которой можно отыскать массу документальных фильмов, особенно о «Твин Пикс», интервью и его участие в сторонних проектах.
«Комната снов», новинка призванная обобщить и систематизировать этапы жизни и творчества Дэвида Линча, не замыкающееся лишь на сухих фактах и имеющая нетипичную подачу для биографий.
Книга имеет довольно линейную структуру: все начинается с детских лет и заканчивается премьерой третьего сезона «Твин Пикс», но это лишь буквальный вектор событий, пытающийся не усложнять насыщенную жизнь. Как только Линч приступает к экспериментам с камерой, «Комната снов» начинает выстраивать повествование вокруг его фильмов, на фоне которых развиваются остальные события. Именно кино удается полностью поглотить Дэвида, во многом определяя всю его дальнейшую деятельность. Довольно большая часть картин, скульптур и фотопроектов были созданы именно на съемочных площадках или в процессе сложного монтажа.
Каждая глава состоит из двух частей. В первой Кристин Маккена проводит собственное «расследование», преимущественно состоящее из воспоминаний родных, друзей и знакомых, окружавших Линча. Ее эпизоды наполнены большим количеством различных интервью и важных фактов биографии, чуть более сухие, но именно они позволяют воссоздать детальную картину и увидеть портрет Линча со стороны. Это могла бы получиться очередная книга, если бы не приставка «автобиография» в названии. Вторая часть кардинально меняет текст, ведь она полностью написана Дэвидом и позволяет взглянуть на те же события с точки зрения его ощущений и переживаний, увидеть более яркую и одновременно тревожную картину жизни. Такие эпизоды разбавляют хоть и качественную, но все-таки факультативную биографию, размышлениями о событиях, сформировавших его как художника, показывая различный взгляд на одинаковые события.
С точки зрения информации здесь все отлично. Мало знакомые с творчеством узнают много о его способах работы и взглядах на искусство, другие смогут открыть для себя массу короткометражных работ, выставок и различных проектов, кто-то может удивиться большому количеству рекламы снятой Линчем (например тизер альбома Майкла Джексона Dangerous или реклама макарон Barilla с Жераром Депардье) и захочет с ней ознакомиться. Присутствуют пусть и небольшие, но от этого не менее важные эпизоды создания его музыкальных альбомов и продюсирования. Эти аспекты обычно игнорируются и практически не упоминаются в других биографиях, а здесь становятся приятным дополнением. Большое внимание уделено и взгляду на креативные процессы в работе Линча, которые удалось показать со стороны работающих с ним людей. К удивлению, трансцендентальная медитация, перевернувшая его жизнь, не выходит на передний план, лишь периодически всплывая в повествовании.
Одними из главных стали эпизоды работы над новым сезоном «Твин Пикс», чуть ли не впервые показанные изнутри с момента зарождения идеи и наброска сценария, до премьеры и оваций в Каннах.
Само издание выполнено прекрасно, содержит большое количество фотографий, пускай и не всегда идеального качества, книгу просто приятно листать и поставить для украшения на книжную полку. В конце присутствует не только полная фильмография (включая короткометражки), но и полная хронология его выставок, проходивших по всему миру.
«Комната снов» наверное самое полное произведение, обобщающее жизнь Дэвида Линча. Оно сочетает в себе все лучшее, предоставляя голос не только самому герою, но и людям, окружавшим его на протяжении всей жизни. Безусловно, каким-то из них уделено меньше внимания, ближе к концу информации становится меньше, а повествование выглядит более сумбурным, хоть легко списать на близость событий. В какой-то момент книга начинает напоминать не привычные биографические книги, а настоящее кино, иллюстрируя перед читателем жизнь Линча.
Как часто бывает, книгу даже не испортил отечественный издатель (хотя вторая половина содержит слишком большое количество ошибок и опечаток).
«Комната снов» – это обязательная книга не только для поклонников Линча, «Твин Пикс» или кинематографа, но и всех причастных к искусству, желающих погрузиться в мир гения, полного странностей и причуд.