«Братья Систерс» первый англоязычный фильм француза Жака Одиара («Пророк» и «Читай по губам»), в основу которого лег одноименный роман Патрика де Витта, попавший в шорт-лист Букеровской премии. На Венецианском кинофестивале, где состоялась премьера, картина победила в номинации за Лучшую режиссуру и была тепло встречена прессой. Там же в конкурсе участвовал и другой крупный проект в жанре вестерн – альманах братьев Коэн «Баллада Бастера Скраггса», получившая Золотого льва за Лучший сценарий. После премьеры обоих фильмов стало понятно, что жанр лишь условно объединяет эти проекты. Если у Коэнов получился балаган из разнообразных историй полных черного юмора, лишь буквально связанный Диким Западом, то у Одиара вышел скорее осовремененный вестерн, более близкий к его классическому восприятию. В нем тоже полно шуток, иронии, хлестких диалогов и нетипичных размышлений о семье и человеческих отношениях, но все это приправленное погонями, перестрелками и более цельным антуражем уходящего в закат Дикого Запада.
Эли и Чарли родные братья с очень вызывающей фамилией Систерс. Они работают наемниками-головорезами, успевшими прославиться на весь Дикий Запад своей бескомпромиссностью. Новый заказ местного богача по прозвищу Командор отправляет парочку в Сан-Франциско. В городе их должен ждать местный связной, который готовит ловушку непримечательному золотоискателю Уорму. Все меняется, когда открывается замысел Командора, жалеющего заполучить формулу нового способа добычи золота. Многие начинают собственную охоту и теперь братьям Систерс придется использовать весь свой опыт, чтобы выполнить это задание.
Центральными ракурсами у Одиара становятся человеческие отношения, полные проблем и противоречий, а также природа насилия. Все это сочетается в фигурах братьев Систерс. Их жизнь полна травм и жестокости, сформировавших личности. В какой-то момент они просто не увидели выход или его им не оставил Дикий запад. Братья часто размышляют об отцовской крови, как отговорке выбора своего призвания и принципах мести, по которым за любую оплошность или убийство тебя ждет возмездие будь то твой наниматель или родственник, дальше дело времени, кто умрет первым.
У Одиара на первый план повествования выходят диалоги с беседами у костра и перепалками в салуне, полные размышлений о судьбе, предопределении и поисков возможности кардинально изменить свою жизнь, отложив револьвер и открыв свою лавку, а может создав новую общину, ставящую во главу либеральные принципы всеобщего равноправия. Единственный вопрос, что случится раньше – ты сам превратишься из охотника в жертву или сумеешь уйти на покой. Сделать последнее не так уж и просто.
Дикий Запад Одиара невероятно опасное место, где всегда нужно быть на чеку. Не важно привал в лесу, полный недружелюбных животных или ночлег в городе, где обитают еще более опасные существа – люди, не расстающиеся со своими кольтами. Хотя первые все равно лучше, ведь именно от кончины своего коня можно проронить слезу, которая никогда не упадет на очередной труп человека, но перестрелки лишь подчеркивают суровые характеры и здешние нравы. Люди здесь вскормлены жестокостью и алчностью, ставшими непреложными правилами, к которым все вынуждены приспосабливаться, по-другому в этом мире невозможно выжить.
Хотя в итоге у Одиара все замыкается на семье, а фильм сжимается до фигур братьев, именно в детстве спрятаны главные травмы, формирующие человека, вместе со страшной фигурой отца, все еще нависающей над героями. Даже покинув родной дом, они не могут избавиться от него, теперь преследующего их в виде Командора, эпизодическую роль которого исполнил Рутгер Хауэр. Но это лишь верхушка, как и фигура отчего дома, выступающая душевным спасением.
Все подкрепляют яркие актерские работы. Сначала дуэт Хоакина Феникса и Джона Си Райли (именно он помог запуску проекта, уже давно купив права на экранизацию), исполнивших роль братьев. Они полные противоположности Чарли (Феникс) – младший, балагур и пьяница, обожающий свою работу и убийства, готовый идти до самого конца; Эли (Райли) – старший брат, спокойный и рассудительный, он вынужден присматривать за Чарли, постоянно попадающего в передряги, задаваясь вопросом могут ли их жизни сложиться по–другому. Они типичные обитатели Дикого Запада, понимающие правила игры и выживания. Их постоянные перепалки и выяснение отношений самая комичная часть фильма, но несмотря на все взаимные претензии они не представляют как можно жить друг без друга. Позже на сцене появляются антиподы самого Дикого Запада – герои Ахмеда (Уорм) и Джилленхола (Джон), настоящие идеалисты, закончившие университет, им неприятны грубость и жестокость, выход они видят в новом обществе, построенном на принципах равноправия, знаниях и технологиях, которые уже начинают просачиваться в города на Западе. Одним из таких потрясений для необразованных братьев Систерс становится Сан-Франциско, поражающий количеством людей, опрятностью, электрическими фонарями и невиданным чудом, в виде слива воды в туалете. В это время на фоне разворачивается американская золотая лихорадка. Именно в золоте, все герои видят возможность и решение своих проблем, которые конечно оказываются глубже и сложнее вылавливания его из местной реки.
Но несмотря на алчность, пускай и благородную, овладевающую персонажами, Одиар оставляет выход и возможность увидеть светлое будущее даже самому отпетому негодяю.
«Братья Систерс» местами неспешен и медитативен, полностью фокусируясь на героях, разговорах и жизненном быте. Какую-то часть (например, полное отсутствие индейцев) можно списать на первоисточник, но такие минусы незначительны, главное, что здесь есть дух Дикого Запада, интересный сюжет и запоминающиеся персонажи. Добавьте к этому отличный саундтрек Александра Деспла («Форма воды», «Отель «Гранд Будапешт»») и запоминающуюся операторскую работу Бенуа Деби («Экстаз», «Вход в пустоту») и вы получите один из самых ярких фильмов уходящего года.