Этот год действительно можно назвать знаковым для паучка. Яркое появление в «Мстителях», невероятный успех компьютерной игры для PlayStation 4 и неожиданная зрительская любовь спорного «Венома», российские сборы которого смогли обойти даже «Войну бесконечности». На сладкое припасли полнометражный мультфильм производства Sony Pictures Animation, у которой встречались неплохие анимационные проекты («Лови волну», серия «Монстры на каникулах), но про конкуренцию с работами Disney и Pixar в последние годы говорить не приходилось.
Анонс мультфильма вызывал много вопросов о месте проекта в общей киновселенной Человека-паука, предполагаемой стилистики, ведь фактически это была первая полнометражная попытка (до этого герой ограничивался лишь мультипликационными сериалами) и его предполагаемом качестве. К моменту выхода о проекте стало известно практически все: трейлеры показывали необычный визуальный стиль, отличный юмор и главное большинство персонажей, ведь центральной сюжетной линией стала мультивселенная пауков (Spider-Verse) и его разнообразные воплощения. Прибавьте сюда послетитровую сцену «Венома», где показывали целый эпизод и рейтинг на Rotten Tomatoes, до сих пор имеющий 100% свежести (на написание этой рецензии опубликовано 79 рецензий). Но даже завышенные ожидания не смогли испортить просмотр, ведь в итоге «Человек-паук: Через вселенные» заочно (еще не состоялась премьера «Аквамена») можно назвать лучшим комикс проектом выходившим в 2018 году на экраны кинотеатров.
Питер Паркер местная нью-йоркская знаменитость и любимый герой, оберегающий город. В одном из очередных сражений со злодеями он встречает школьника Майлза Моралеса, в котором замечает наличие таких же способностей. Паркер хочет обучить нового паучка управлять своими силами, но все усложняет запуск огромного коллайдера. Он открыл портал в другие измерения и наполнил город героями из альтернативных вселенных. Теперь разным паукам придется объедениться и остановить очередной запуск устройства, грозящего уничтожением всего Нью-Йорка, не забыв вернуть героев в их реальности.
Главным героем стал Майлз Моралес, случайно получающий паучьи способности. Формально это история становления боязливого подростка, пугающегося внезапных изменений и ответственности, который должен принять свою новую сущность и стоящие за ней обязательства, желательно раньше, чем злодеи смогут разрушить город. Хотя здесь каждый из 7 экранных пауков получит свой экранный opening, позволяющий зрителями познакомиться не только с приевшейся всем историей Питера Паркера, а с этим «Человек-паук: Через вселенные» справляется великолепно. Все сюжеты имеют запоминающуюся подачу, наполнены отличным юмором, оставляя лишь главные черты, сформировавшие каждого из персонажей.
Несмотря на кажущийся переизбыток экранных персонажей, мультфильм не превращается в кашу грамотно расставляя приоритеты, не заставляя зрителя в очередной раз пересказывать знакомые всем обстоятельства и сюжеты. Даже проблемы Питера Паркера не типичны, на фоне его предыдущих экранных воплощений, показывающие героя в новом амплуа. Здесь он борется со своеобразным кризисом среднего возраста и тонет в нескончаемой жалости к себе, пытаясь перезапустить собственную геройскую карьеру. Остальных же, зритель вряд ли встречал раньше, их образы будут свежими и запоминающимися.
Со злодеями происходит схожая ситуация. Их количество не уступает паукам, но большая часть превращается в эпизодических приспешников, не акцентируя на себе много внимания и больше походя на пасхалки для фанатов. Хотя дизайну уделили достаточно внимания, например новая версия Скорпиона выглядит интересно. Над главным антагонистом тоже постарались, причем не только визуально, добавив ему четкую цель и мотивацию, к которой он идет, вопреки всем предостережениям.
Хотя не только дизайн основных персонажей выполнен отлично, выбранный стиль получился нетипичным для анимационных проектов последних лет. Визуальную составляющую можно поделить на две части персонажи и окружение. Герои похожи на рисованные прототипы, со слегка угловатыми движениями, в динамике частота кадров восстанавливается, сохраняя напряженное действие экшн сцен, необычнее здесь выполнены задники. Одна часть, как будто созданные для старых красно-зеленых стереоочков, создававших первый эффект 3D, другая пытется имитировать изображение графических романов. Стилистически мультфильм пытается совместить классическую рисовку и компьютерную графику, дополняя все эффектами всплывающих блоков текста прямиком из комиксов и графическими элементами, иллюстрирующие звуки.
Выбранный подход к визуализации может показаться небрежным, особенно поклонникам современной анимации Pixar/Disney, но именно в ней скрывается огромный шарм, происходящее на экране выглядит невероятно самобытно и моментально запоминается. Нового паука просто невозможно спутать с чем-то другим, ведь он напоминает оживший комикс, вдохновленный уличными граффити, но и на этом плюсы не заканчиваются.
В картине отличный юмор, особенности практически всех разнообразных пауков получают свою порцию шуток будь то мультяшный Свин-паук, аниме Пени Паркер или нуарное воплощение, как забавные отсылки к классическим картинам Сэма Рейми и мультфильмам. В мультфильме отсутствует сортирный юмор, а веселье не заканчивается даже после финальных титров.
Это дополняет энергичный электронный саундтрек Дэниэля Пембертона («Агенты А.Н.К.Л.», «Стив Джобс» и «Меч короля Артура»), который разбавляют хип-хоп и современные соул композиции, заметно добавляющие динамики и атмосферы.
Отдельно хочется выделить отечественный дубляж – он превосходный, что понимаешь лишь на финальный титрах. Голоса подобраны отлично, хотя из русских актеров раскрыты лишь 3 участника: Гоша Куценко (Уилсон Фиск), Дана Соколова (Гвен Стейси) и Сергей Стиллавин (Свин-паук). Даже по трейлеру с актерами оригинальной озвучки, разница не выглядит столь значительной, как это ощущается в последнее время у крупных студийных проектов. Возможно лишь Пени Паркер получилась менее яркой, но у нее слишком мало реплик, чтобы это заметить. К удивлению, у Куценко вышел отличный Кингпин, что нетипично для персонажей подобного амплуа.
Добавьте к этому хороший сюжет, который попытается удивить, если вы интересовались лишь мультипликацией и фильмами, не глубоко погружались в изучение второстепенных персонажей, очень смешную послетитровую сцену, правда ради нее придется досидеть до самого конца, и мы получим удивительный проект. Человек-паук давно заслуживал такого анимационного воплощения, оживляющее приевшуюся классическую историю и сразу расширяющего действия до паучьей мультивселенной. По слухам, Sony сомневаются в успехе и уже работают над двумя независимыми продолжениями историй Майлза Моралеса и Гвен Стейси.
У нас все немного портит лишь график релизов. В один день по-мимо паука выходит «Аквамен» и «Бамблби» (оба получили хорошие отзывы), спорный «Гринч» и еще несколько фестивальных картин. Неизвестно с чем связана такая плотная премьерная неделя (есть слухи что Министерство культуру расчищало место перед отечественными новогодними премьерами), но это точно скажется на сборах картин. Правда пока кажется, что даже в такой компании у паучка все будет отлично.
В прокате с 13 декабря.