Этот год действительно можно назвать знаковым для паучка. Яркое появление в «Мстителях», невероятный успех компьютерной игры для PlayStation 4 и неожиданная зрительская любовь спорного «Венома», российские сборы которого смогли обойти даже «Войну бесконечности». На сладкое припасли полнометражный мультфильм производства Sony Pictures Animation, у которой встречались неплохие анимационные проекты («Лови волну», серия «Монстры на каникулах), но про конкуренцию с работами Disney и Pixar в последние годы говорить не приходилось.
Анонс мультфильма вызывал много вопросов о месте проекта в общей киновселенной Человека-паука, предполагаемой стилистики, ведь фактически это была первая полнометражная попытка (до этого герой ограничивался лишь мультипликационными сериалами) и его предполагаемом качестве. К моменту выхода о проекте стало известно практически все: трейлеры показывали необычный визуальный стиль, отличный юмор и главное большинство персонажей, ведь центральной сюжетной линией стала мультивселенная пауков (Spider-Verse) и его разнообразные воплощения. Прибавьте сюда послетитровую сцену «Венома», где показывали целый эпизод и рейтинг на Rotten Tomatoes, до сих пор имеющий 100% свежести (на написание этой рецензии опубликовано 79 рецензий). Но даже завышенные ожидания не смогли испортить просмотр, ведь в итоге «Человек-паук: Через вселенные» заочно (еще не состоялась премьера «Аквамена») можно назвать лучшим комикс проектом выходившим в 2018 году на экраны кинотеатров.

Фотография: WDSSPR

Питер Паркер местная нью-йоркская знаменитость и любимый герой, оберегающий город. В одном из очередных сражений со злодеями он встречает школьника Майлза Моралеса, в котором замечает наличие таких же способностей. Паркер хочет обучить нового паучка управлять своими силами, но все усложняет запуск огромного коллайдера. Он открыл портал в другие измерения и наполнил город героями из альтернативных вселенных. Теперь разным паукам придется объедениться и остановить очередной запуск устройства, грозящего уничтожением всего Нью-Йорка, не забыв вернуть героев в их реальности.

Фотография: WDSSPR

Главным героем стал Майлз Моралес, случайно получающий паучьи способности. Формально это история становления боязливого подростка, пугающегося внезапных изменений и ответственности, который должен принять свою новую сущность и стоящие за ней обязательства, желательно раньше, чем злодеи смогут разрушить город. Хотя здесь каждый из 7 экранных пауков получит свой экранный opening, позволяющий зрителями познакомиться не только с приевшейся всем историей Питера Паркера, а с этим «Человек-паук: Через вселенные» справляется великолепно. Все сюжеты имеют запоминающуюся подачу, наполнены отличным юмором, оставляя лишь главные черты, сформировавшие каждого из персонажей.
Несмотря на кажущийся переизбыток экранных персонажей, мультфильм не превращается в кашу грамотно расставляя приоритеты, не заставляя зрителя в очередной раз пересказывать знакомые всем обстоятельства и сюжеты. Даже проблемы Питера Паркера не типичны, на фоне его предыдущих экранных воплощений, показывающие героя в новом амплуа. Здесь он борется со своеобразным кризисом среднего возраста и тонет в нескончаемой жалости к себе, пытаясь перезапустить собственную геройскую карьеру. Остальных же, зритель вряд ли встречал раньше, их образы будут свежими и запоминающимися.

Со злодеями происходит схожая ситуация. Их количество не уступает паукам, но большая часть превращается в эпизодических приспешников, не акцентируя на себе много внимания и больше походя на пасхалки для фанатов. Хотя дизайну уделили достаточно внимания, например новая версия Скорпиона выглядит интересно. Над главным антагонистом тоже постарались, причем не только визуально, добавив ему четкую цель и мотивацию, к которой он идет, вопреки всем предостережениям.

Фотография: WDSSPR

Хотя не только дизайн основных персонажей выполнен отлично, выбранный стиль получился нетипичным для анимационных проектов последних лет. Визуальную составляющую можно поделить на две части персонажи и окружение. Герои похожи на рисованные прототипы, со слегка угловатыми движениями, в динамике частота кадров восстанавливается, сохраняя напряженное действие экшн сцен, необычнее здесь выполнены задники. Одна часть, как будто созданные для старых красно-зеленых стереоочков, создававших первый эффект 3D, другая пытется имитировать изображение графических романов. Стилистически мультфильм пытается совместить классическую рисовку и компьютерную графику, дополняя все эффектами всплывающих блоков текста прямиком из комиксов и графическими элементами, иллюстрирующие звуки.
Выбранный подход к визуализации может показаться небрежным, особенно поклонникам современной анимации Pixar/Disney, но именно в ней скрывается огромный шарм, происходящее на экране выглядит невероятно самобытно и моментально запоминается. Нового паука просто невозможно спутать с чем-то другим, ведь он напоминает оживший комикс, вдохновленный уличными граффити, но и на этом плюсы не заканчиваются.

Фотография: WDSSPR

В картине отличный юмор, особенности практически всех разнообразных пауков получают свою порцию шуток будь то мультяшный Свин-паук, аниме Пени Паркер или нуарное воплощение, как забавные отсылки к классическим картинам Сэма Рейми и мультфильмам. В мультфильме отсутствует сортирный юмор, а веселье не заканчивается даже после финальных титров.

Это дополняет энергичный электронный саундтрек Дэниэля Пембертона («Агенты А.Н.К.Л.», «Стив Джобс» и «Меч короля Артура»), который разбавляют хип-хоп и современные соул композиции, заметно добавляющие динамики и атмосферы.

Отдельно хочется выделить отечественный дубляж – он превосходный, что понимаешь лишь на финальный титрах. Голоса подобраны отлично, хотя из русских актеров раскрыты лишь 3 участника: Гоша Куценко (Уилсон Фиск), Дана Соколова (Гвен Стейси) и Сергей Стиллавин (Свин-паук). Даже по трейлеру с актерами оригинальной озвучки, разница не выглядит столь значительной, как это ощущается в последнее время у крупных студийных проектов. Возможно лишь Пени Паркер получилась менее яркой, но у нее слишком мало реплик, чтобы это заметить. К удивлению, у Куценко вышел отличный Кингпин, что нетипично для персонажей подобного амплуа.

Фотография: WDSSPR

Добавьте к этому хороший сюжет, который попытается удивить, если вы интересовались лишь мультипликацией и фильмами, не глубоко погружались в изучение второстепенных персонажей, очень смешную послетитровую сцену, правда ради нее придется досидеть до самого конца, и мы получим удивительный проект. Человек-паук давно заслуживал такого анимационного воплощения, оживляющее приевшуюся классическую историю и сразу расширяющего действия до паучьей мультивселенной. По слухам, Sony сомневаются в успехе и уже работают над двумя независимыми продолжениями историй Майлза Моралеса и Гвен Стейси.

У нас все немного портит лишь график релизов. В один день по-мимо паука выходит «Аквамен» и «Бамблби» (оба получили хорошие отзывы), спорный «Гринч» и еще несколько фестивальных картин. Неизвестно с чем связана такая плотная премьерная неделя (есть слухи что Министерство культуру расчищало место перед отечественными новогодними премьерами), но это точно скажется на сборах картин. Правда пока кажется, что даже в такой компании у паучка все будет отлично.

В прокате с 13 декабря.