Со времен выхода второго фильма франшизу Трансформеры не ругал только ленивый. И действительно, после сиквела начались первые проблемы, с начала со сменой главной актрисы и не очень удачной заменой картонной Меган Фокс на раздражающую модель Роузи Хантингтон-Уайтли, последовавший за ней уход Шайа ЛаБафа (заодно закончившего и с крупными проектами) и приход Марка Уолберга, которому не удалось реанимировать серию. Правда никто не считал, что ее необходимо спасать, ведь по инерции она продолжала собирать заветный миллиард, пока в прошлом году магия окончательно не была разрушена. По меркам Трансформеров «Последний рыцарь» оказался настоящим провалом, получив жалкие 600 млн мировых сборов. Единственным неизменным в этом уравнении оставался режиссер Майкл Бэй, любимым развлечением которого были неоднократные заявления о том, что следующий фильм станет для него последним во франшизе. Мастер эффектных взрывов, национального пафоса и американского флага в кадре, способен снимать и неплохие комедийные фильмы, с небольшим бюджетом. В перерыве он сделал симпатичную картину «Кровью и потом: Анаболики» (еще серия «Плохие парни»), но кто теперь будет вспоминать о хорошем. За 10 лет усталость франшизы про разборки роботов стала заметна уже по трейлерам. Тогда как блокбастеры стали пытаться усложнять нарратив, заигрывать с драматургией и даже экспериментировать с поджанрами, Трансформеры лишь продолжали наращивать взрывы и объемы графики, напрочь позабыв о сюжетной вменяемости, просто игнорируя развития всего жанра. Возможно, Бэю не стоило идти на уступки, сказать студии (не зрителям) четкое «Нет», остановившись на трилогии и пересев в продюсерское кресло, раздавая советы молодым.
Хотя номинально это произошло, пускай и в спин-оффе истории Бамблби. Его режиссером стал новичок Трэвис Найт, отметившийся симпатичным мультфильмом «Кубо. Легенда о самурае». Концептуальное обновление и уменьшение бюджета преобразили картину, которая сделала упор на трогательность, а не постоянный экшен.
«Бамблби» приквел истории желтого робота. История рассказывает о последних остатках подавленного восстания автоботов на родной планете Кибертрон. Все выжившие разлетаются по разным концам галактики, чтобы потом вновь объединиться и противостоять десептиконам. Побег Бамблби приводит его на землю, в 1987 году, где ему удается спрятаться на свалке приняв вид старого Volkswagen Жук. Там его находит девочка Чарли, пытающаяся починить отцовский корвет. Возникшую дружескую идиллию прерывают десептиконы, выслеживающие дезертиров. Им понравилась новая планета с примитивной формой жизни, не способной противостоять их армии. Теперь девочке и роботу придется стать слаженной командой, чтобы предотвратить вторжение десептиконов.
Трэвис Найт меняет привычные правила франшизы. Проработке персонажей уделено намного больше внимания, чем привыкли поклонники, сюжет не множит персонажей пачками, роботов можно пересчитать по пальцам одной руки, а во-второй половине фильм не превращается в большое графическое пятно, из-за переизбытка экшена. Новые Трансформеры — это небольшая история о дружбе и семье.
Главный герои практически не решают глобальных проблем по спасению человечества и тем более вселенной, ограничиваясь личными трудностями, которых у них предостаточно. Отношения девочки и робота намного живее, чем были даже с Сэмом Уитвики (герой оригинальной трилогии). Оба не могут найти свой место в меняющемся для них мире, но если Бамблби потерял родной дом и друзей, то Чарли не может ощутить себя счастливой в собственной семье, которая кажется ей чужой после потери отца.
Во многом фильму помог удачный выбор актрисы. Хейли Стайнфелд (Чарли) отлично справляет с ролью отвязного и потерянного подростка, ее героиня замкнута в своей душевной травме и не снимает косуху с рваными джинсами. На контрасте с ней выступает Бамблби, впервые знакомящийся с миром людей, пугаясь и продолжая познавать окружающее пространство, не имея поддержки лидера Оптимуса Прайма и вынужденный сам справляться со всеми трудностями. Смена вектора повествования помогает оживить действие, наполнив его давно позабытой трогательностью.
Неожиданно, но «Бамблби» имеет лучший компилированный саундтрек, который становится полноценным участником событий. В приквеле ожидаемо раскрывают одну из главных особенностей – немоту Бамблби. Здесь он только учится общению через радио, и музыка превращается в главный способ коммуникации между героями. Саундтрек наполнен узнаваемыми композициями Bon Jovi, Duran Duran, Tears For Fears, Simple Minds и The Smiths. Последние –настоящая любовь юной бунтарки Чарли, первым делом вставляющая кассету в свой плеер при звуках утреннего будильника. Именно к хитам 80-х девочка пытается привит любовь своему новому другу, который моментально выплевывает кассету из своей магнитолы при первых звуках «Never Gonna Give You Up». Готовьтесь, дома вы будете слушать сборник лучших хитов 80-х.
Дальнейшие заигрывание с ностальгией и поп-культурой, не ограничивающиеся музыкой или плакатами старых фильмов, развешанных в комнатах подростков срабатывает отлично, моментально погружая в иную атмосферу, позволяют картине Трэвиса Найта найти собственное лицо в серии. Хотя подход эксплуатации воспоминаний стал встречаться чаще, этот случай смело можно назвать удачным.
Все это не обходится без проходного юмора, карикатурных персонажей военных и стереотипах о подростках.
Выдающихся шуток нет, как и откровенно раздражающих, парочка из них сможет вызвать улыбку, как в любом удачном развлекательном фильме. С военными ситуация обстоит лучше. Одним из главных героев стал агент Бернс, в исполнении рестлера Джона Сины, который громко выкрикивает идиотские фразы в духе «Уберите дверь с моего пути» и не выключает брутальность ни на секунду, как будто именно от нее зависит благополучие все планеты. Подростки, не сильно изменились со времен первой картины: заводилы играют мышцами, местные красавицы унижают слабых, а «ботаники» боятся заговорить с девушкой. Персонажи выглядят набором штампом и не веселят, как клише о бравых военных, но их не так много. Сюжет больше сконцентрирован на проблемах взросления и принятия себя главной героини, чем на ее общении со сверстниками.
Неожиданным плюсом стало небольшое количество экшена, хотя создатели даже показали Кибертрон. Все действие компенсируется насыщенностью, которая не выглядит кашей. На экране практически не показывают больше трех роботов в кадре, позволяя не напрягать глаза в приятных битвах пикселей и полигонов, в попытка разглядеть очередную битву.
По ощущениям «Бамблби» может повторить судьбу «Хан Соло: Звёздные войны. Истории», когда хороший проект пострадает от недовольства фанатов предыдущими картинами. Возможно, фильму повезет и на руку ему сыграет меньший бюджет (неизвестны также и объемы маркетинга), который легче окупить.
Правда стоит поумерить ожидания, «Бамблби» не шедевр и далеко не лучший блокбастер года, скорее это интересный прецедент, показывающий, что талант может встряхнуть и даже оживить, умирающую серию. Именно поэтому, намного важнее фигура молодого режиссера, показавшего, что он может работать с крупными и сложными франшизами. Одни слухи говорят о его возвращении в анимацию, другие – что режиссеру предлагают занять место уволенного Джеймса Ганна в триквеле «Стражей галактики». После «Бамблби» такой выбор кажется невероятно привлекательным и возможно Marvel все-таки удастся договориться с Трэвисом Найтом, хоть студия этого и не заслужила после истории с Ганном.