С 17 января в прокат выходит «Стекло» продолжение невероятно успешного триллера «Сплит» и одного из главных фильмов в карьере М. Найт Шьямалана «Неуязвимый», которые объединили в одну киновселенную. Вспомним с чего же все начиналось.
Дэйвид Данн простой охранник в колледже, живущий довольно скучной жизнью, к которой он потерял всякий интерес. На фоне непонимания своего места в мире, его семейные отношения тоже оказываются на грани краха. Все меняет чудовищная авария поезда, в которой Данн оказывается единственным выжившим, но невероятное спасение оказывается лишь одной из странностей. Уцелев в катастрофе, он не получил ни одной царапины, что больше похоже на божественное проведение. Объяснение этого чуда есть у Элайджи Прайса, странного человека с тростью, владеющего галерей комиксов, по прозвищу «Мистер Стекло». Он полная противоположность Данна и хочет помочь ему раскрыть весь его потенциал.
«Неуязвимый» супергеройский триллер, созданный задолго до массового бума комикс фильмов. Сюжет основан на оригинальной идеи, вдохновляющейся духом рисованных историй, погружая зрителя в их концепции, исследуя феномен становления героя/злодея и поиски своего предназначения в мире. Спустя почти 19 лет история не кажется столь свежей и актуальной, на фоне невероятно успешного жанра, но стоит отметить, что для того времени это был очень смелый шаг. Из крупных успехов можно назвать фильмы о Бэтмене Тима Бертона и продолжения Шумахера (тут правда могут быть проблемы с пониманием успешности), старые картины о Супермене и первый «Блэйд». С другой стороны, вместе с «Неуязвимым», в том же 2000 году, состоялась премьера первых «Людей Икс» значительно повлиявших на весь жанр, но тогда еще не осознававших свой вклад. С этими оглядками стоит отдать Шьямалану должное, его идея опередила время, а сам фильм даже сейчас выглядит интересно, во многом из-за технического исполнения.
В центре сюжета типичная история дуализма, в которой мир существует по принципу противоположностей. Если герой Самуэля Л. Джексона имеет невероятно хрупкие кости, ломающиеся от любого падения, то значит в этом мире существует и его полная противоположность, герой, который имеет суперсилу и формальную «неуязвимость». Хотя оказывается, что его способности намного интереснее, и он способен чувствовать злодеяния, совершенные другими людьми, превращаясь в полного антагониста Мистера Стекло. Выбранные архетипы очень приторны и дадут фору многим классическим историям. На их фоне нынешние попытки изменить взгляд на злодея, обретающего человеческое лицо, выглядят анахронизмом. Во многом персонажи удались благодаря главным актерам Брюсу Уиллису и Сэмюэлю Л. Джексону, которым удалось создать убедительные образы.
Несмотря на довольно большой бюджет, составлявший 75 млн (ровно столько же было и оригинальных «Людей Икс») «Неуязвимый» довольно медитативное кино, не очень грамотно расходующее вложенные средства. Все масштабные сцены происходят за кадром и транслируются через выпуски новостей, экшен практически ограничивается одной дракой в конце, а финал подается в виде текста, раскрывающего дальнейшую судьбу героев. Повествование больше концентрируется на саспенсе и понимании неотвратимости выбора, который сам будет подталкивать человека на истинный путь героя или злодея. Шьямалан попытался не просто очеловечить типичных героев, списанных из комиксов, а показал их как простых людей, уникальность которых просто не вписывается в их обычную жизнь.
Ключевым становится именно выбранная стилистика повествования и визуальный подход. Режиссер грамотно вплетает типичные комикс — атрибуты в повседневность, что особенно сильно бросается в нестандартном подходе к выбору супергеройских костюмов. Шьямалан смог сохранить образность и выделяющуюся цветовую палитру, при этом, не превращая экранных героев в типичных пестрых персонажей, сошедших с обложек. Это помогает держать зрителя в постоянном напряжении, вынуждая его сомневаться в происходящем, мало отличимом от его типовой реальности. При желании в конце можно отыскать подсказки для всевозможных интерпретаций, исключающих супергеройскую природу, придавая истории новый смысл о кризисе среднего возраста, не желающих стареть людей и готовых для этого на радикальные поступки.
Главной же звездой фильма стал оператор Эдуардо Серра, без особенного взгляда которого просто невозможно представить картину. Он постоянно играет с пространством и восприятием героев, выискивая невероятные ракурсы, как например сцена диалога в поезде, снятая из-за спинок сиденья или резкое изменение планов съемки при статичности героев, постоянно расширяющих окружающее пространство. Операторская работа одна из самых запоминающихся частей фильма, во многом создающая большую часть атмосферы и отлично передающая эмоциональный накал противостояния.
После невероятного зрительского успеха «Шестого чувства», на Шьямалана возлагали большие надежды. Ему дали не только крупный бюджет, но и одних из популярнейших актеров тех лет Брюс Уиллис и Сэмюэл Л. Джексон на главные роли и уже тогда довольно знаменитого композитора Джеймс Ньютон Ховард, создавшего хороший саундтрек. Все это должно было помочь в воплощении набирающей популярность идеи экранизации классических комикс историй, но этого оказалось недостаточным зрителю. После «Людей Икс» ему хотелось явно большего действия и экшена, а не разговоров о дуализме и предназначении.
Кассовый провал поставил крест на возможном продолжении. Брюс Уиллис говорил, что у Шьямалана была намечена целая трилогия, от которой потом открестился сам режиссер во всевозможных интервью. Спустя годы история все-таки смогла найти своего зрителя и поклонников, а «Неуязвимый» стал одной из самых выделяющихся картин в фильмографии режиссера.
Все изменилось 16 лет спустя, когда новый триллер Шьямалана о похитителе, страдающем от множества личностей, закончился неожиданной сценой, возвращающей зрителя к герою Брюса Уиллиса и официальному продолжению, позабытой многими историей.