С 17 января в прокат выходит «Стекло» – продолжение невероятно успешного триллера «Сплит» и одного из главных фильмов в карьере М. Найт Шьямалана «Неуязвимый», которые объединили в одну киновселенную. Разбираемся, чем же закончилась (и закончилась ли вообще) неожиданная трилогия и стоило ли ей вообще появляться на свет.

«Стекло» – первая крупная кинопремьера 2019 года, в которой М. Найт Шьямалан возвращает на экран одних из главных героев в своей карьере. Изначально идея не только объединения, но и продолжения старой истории классического дуализма добра и зла, порождающих друг друга, выглядела странной. Уже в 2000 году картина Шьямалана не могла определить чем она хочется казаться: супергеройской интеллектуальной драмой или тягучим рядовым триллером о принятии своей сущности и понимании классических сюжетов комиксов, полностью проигрывая ближайшим конкурентам в динамике. На этом фоне недавний «Сплит» с МакЭвоем выглядел перспективнее, во многом благодаря яркому образу антагониста, перетягивающем на себя все экранное внимание.

И вот спустя 19 лет режиссер пытается дать новый ответ, объединив нетипичные фильмы в один. И если на вопрос «как это должно выглядеть?» Шьямалан (он не только режиссер, но и автор сценария) смог дать неубедительный ответ, то вопрос «зачем это было нужно?» хочется оставить риторическим, ведь единственным внятным ответом становятся лишь «деньги», которых картина может сильно недосчитаться.

«Стекло»
Фотография: WDSSPR

Спустя 19 лет после крушения поезда и раскрытия своих суперспособностей Дэвид Данн продолжает охранять простых граждан, патрулируя город и выискивая преступников, вместе со своим повзрослевшим сыном Джозефон. Кевин Венделл Крамб, похититель с множественным расстройством личности, прозванный телевизионщиками «Ордой», продолжает похищать школьниц, чтобы Зверь мог утолить свой голод. Герою и злодею предстоит сойтись в битве, классическом сюжете всех комиксов, в которой должен остаться лишь один из них. Но так ли все просто, если кукловодом их судеб становится один из самых умных людей планеты прозвавший себя Мистер Стекло…

«Стекло»
Фотография: WDSSPR

«Скучно и бессмысленно», – самое емкое описание этого фильма, правда по началу все выглядит не так печально. Появление Брюса Уиллиса и МакЭвоя действительно создают интригу классического противостояния добра и зла, довольно быстро задавая важные вопросы «почему людей с суперсилами всего 3?», «как устроен этот мир?», «почему их не нашли раньше?», «откуда взялись их силы?» и так далее. На этом режиссер не останавливается, порождая в умах героев и зрителей сомнения о наличии и природе их способностей, развивая лазейки, оставленные в предыдущих фильмах. Максимальная реалистичность происходящего позволяет перевернуть все с ног на голову, оставив зрителя в замешательстве и разрешая ему самому сделать выбор в пользу любой из теорий. Именно такое развитие кажется единственно верным, вместе с финалом, не имеющим четкой завершающей точки.

«Стекло»
Фотография: WDSSPR

Да, открытые концовки не всегда хороши и во многих случаях намеренно провокационны, но все что угодно лучше выбора Шьямалана. Он сам буквально стреляет себе в ногу нелепым сюжетом, достигающим апогея во второй половине, и невыразительным финалом, порождающий лишь новые вопросы, ответов на которые у него просто не может быть. 
В попытках создать объем и глубину своего нового мира режиссер множит нелепые теории и заговоры, рушащие самое главное – целостность суровой реальности, в которой существовали его герои. Все происходящее действительно начинает походить на типовой комикс, полный несуразности и сюжетных дыр, которым невозможно найти объяснения. Некоторые сюжетные линии, пытающиеся объяснить отсутствие старых героев (жена Данна в исполнении Робин Райт), сначала выстраивают задел для эмоционального конфликта, но почти сразу забывают о нем ради невразумительного экшена. Так поступают и почти со всеми второстепенными персонажами, мало влияющими на сюжет и больше похожих на фансервис.
Происходящее на экране почти сразу навевает скуку, ведь за ним просто неинтересно наблюдать, даже несмотря на старую эмоциональную привязку к уже знакомым героям. Если 19 лет должны были свестись к этой нелепости, фильм просто не стоило снимать.

«Стекло»
Фотография: WDSSPR

Там, где в типичных комикс фильмах сюжетные просчеты давно заменили зрелищность и масштаб, у Шьямалана зияют неубедительные пустоты. Помимо нудных диалогов о комиксах, героев в трико и утомительных размышлений о тайных смыслах графических романов, как главном источнике скрываемой правды, которая все равно просачивается наружу, «Стекло» абсолютно не понимает как работать с персонажами. Довольно быстро все внимание забирает на себя герой МакЭвоя, которому Брюс Уиллис и Сэмюэл Л. Джексон, просто не могут ничего противопоставить. Их истории спустя 19 лет выглядят невероятно глупо. Для чего было находится в тени все эти годы, имея возможность давно реализовать свои планы остается загадкой, которая сразу разрушает все вовлечение. Из-за этого большинства неожиданных и навязанных мотиваций, происходящее выглядит слишком пластиковыми, от чего не страдала оригинальная история, балансирующая между вымыслом и реальностью, так и не давая четких ответов. Новая попытка рассказать историю о вере в себя и свои особенности, просто не способна убедить зрителя в происходящем на экране. Уже на середине вы потеряете интерес к судьбе всех персонажей, которые утомляют своей глупостью.

«Стекло»
Фотография: WDSSPR

Странным выглядит и название. Персонаж Сэмюэля Л. Джексона получает наименьшее количество экранного времени, пускай и выступает в роли катализатора судеб окружающих, но достаточно ли этого? По ощущениям даже в первой картине герою уделили больше времени и должного внимания, хоть тогда никто и не говорил о сверх развитом интеллекте. 
Даже герой МакЭвоя, получивший новые, но все еще эпизодические личности (которые были прикончены плохим дубляжем), довольно быстро скатывается к сплошному рычанию и перенапряженному лицу Зверя, которое мы уже видели в предыдущем фильме, делая из него утрированного и плоского персонажа.
Недалеко от них отошли и статисты из предыдущих картин, среди которых можно выделить лишь милую Аню Тейлор-Джой, пытающуюся создать все еще резиновую драму, остальные даже не пытаются стараться, буквально отыгрывая роль фона.
Расстраивает и основная локация, которой выступает психиатрическая лечебница, поражающая своей блеклостью и невыразительностью. В однотипных коридорах и палатах просто не за что зацепиться глазу, кроме нескольких кадров окружающей территории.

«Стекло»
Фотография: WDSSPR

Единственным кто спасает положение становится оператор Майк Гиулакис. Он как будто намеренно попытался совместить стиль предыдущих картин, создав нечто среднее, сохраняя динамику и напряжение, с акцентом на ощущениях персонажей, как это было в оригинальной картине. Радуют и хорошо вплетенные кадры из первого фильма, переходы между которыми практически незаметны и больше походят на приятные отсылки. У Гиулакиса вышла по-настоящему яркая и запоминающаяся работа, не позволяющая зрителю окончательно уснуть. Она единственное, что спасает крохи местных экшена сцен, больше похожих на разборку школьников за гаражами, чем на масштабную битву антагонистов. Неуклюжая попытка Шьямалана насытить картину действием слишком бросается в глаза, окончательно портя впечатление от происходящего. Добавьте к этому практически полное отсутствие юмора, в совокупности с надуманными и претенциозными идеями, которые не оставляют даже видимых шансов заинтересовать зрителя.

«Стекло»
Фотография: WDSSPR

«Стекло» не ужасное или вредное кино, что плохо. Главная эмоция, которую порождает фильм – скука. Изначальная задумка трилогии выглядела надуманной и пресной, у Шьямалана превосходно получилось экранизировать эту мысль. Все что было нужно – оставаться в поле метафизических размышлений о сознании, судьбе и предназначении, как это было предыдущих картинах и уж точно не давать столь глупые ответы, просто разрушающие экранную магию всех этих лет. Такая привязка к классическим комикс сюжетам убивает любое желание приобщиться к первоисточникам, превращая «Стекло» в лучшую пропаганду против графических историй, что в нынешних условиях выглядит скорее издевкой. Хотя очевидно, что режиссер пытался добиться обратного эффекта.
Шьямалан слишком нагло попытался коммерциализировать успех своих предыдущих картин и поплатился за это, превратив «Стекло» в мертворожденного Франкенштейна. Так выглядит и созданная им основа для различных продолжений с новыми героями и неожиданными врагами, вот только зачем это современному зрителю до конца так и не понятно.

В кинотеатрах с 17 января.