В прошлом году можно было отыскать несколько фильмов, родившихся из небольшой идеи или даже десятистраничного рассказа, превращающегося в двух с половиной часовой фильм, не теряя при этом качества, лишь преображая оригинальную идею. А теперь представьте фильм, созданный из скетча в Saturday Night Live, главную роль в котором исполнил Уилл Фаррелл, кривлявшийся в образе Шерлока Холмса. Режиссировать историю взялся неплохой сценарист Этан Коэн («Идиократия», «Солдаты неудачи»), который уже пробовал себя в руководящем кресле в комедии «Крепись!», но назвать этот опыт успешным сложно.
Первые намеки на качество продукта, поступили еще до премьеры и последующих разгромных рецензий (рейтинг на «томатах» составляет удручающие 10%). Фильм предлагали Netflix, который скупает почти все (вспомните недавний «Маугли» Энди Серкиса), лишь бы обозначить свои позиции на кинорынке, но даже стриминговый сервис побоялся быть причастным к этой авантюре. Возможно, картину стоило спрятать в самый глубокий сейф и шантажировать причастных, угрожая ее публикацией; но пытаясь хоть как-то покрыть затраты, студия решила выпустить «Холмс & Ватсон» в широкий прокат. Вот только стоят ли эти денежные крохи репутационных потерь и возможной «Золотой малины» за «Худший фильм года»?
На уровне концепции «Холмс & Ватсон» выглядят интересно. Друзья Уилл Фаррелл и Джон Си Райли воплощают экранный дуэт детектива и его партнера доктора, происходящее на экране обещает моментально скатиться в гротеск и фарс, радуя зрителя запредельным градусом безумия.
С одной стороны, это очередной типичный фильм Фаррелла, качество которых последнее время очень сомнительно, по другую обнадеживало наличие Этана Коэна. Он был призван придать форму специфическому юмору актера, создав законченное амплуа детектива-идиота, все равно сохраняющего обаяние и экстравагантность всеми любимого сыщика. Сложно назвать эту идею шедевром, но для хорошего фильма здесь было все.
В «Холмс & Ватсон» есть почти все ключевые персонажи первоисточника, за исключением Ирэн Адлер, возлюбленной Холмса, небольшое количество британского колорита и неплохие костюмы (особенно удачным получился доктор Ватсон). На этом создатели решили остановится, ведь здесь плохо буквально все от закадровой музыки до шуток. Если заумную цитату Майли Сайрус, открывающую фильм, еще как-то можно оправдать, то к моменту с вступительными титрами и рэпом на фоне, надежды просто не остается. Выходя из зала, главным плюсом становится небольшой хронометраж, составляющий спасительные (и редкие) полтора часа.
С первых кадров, «Холмс & Ватсон» будто пытается бросить вызов самому понятию юмора. Авторам удалось добиться невероятного, лишив фильм о Холмсе шуток, сведя все происходящее к набору несмешных скетчей и детских гэгов, одновременно с этим наполнив картину неуместной пошлятиной. Большая часть из них абсолютно беспомощна и не имеет отношения к оригинальному материалу, над которым призвана иронизировать, часто отсылает к современности или использует излишне банальный подход к юмору, опускаясь до сортирных шуток.
Удивительно выглядят и местные пародии на самые популярные экранные воплощения сыщика последних лет британский сериал с Камбербэтчем и диалогии Гая Ричи с Робертом Дауни мл., постоянно нопоминают, что в них было больше поводов улыбнуться, чем в местной комедии. Все продолжает рассыпаться на уровне сценария, который не имеет четкой структуры и больше похож на набор популярных локаций и банальных стереотипов поведения сыщика, неспособных удивить.
Такое ощущение, что историю и шутки было решено придумывать прямо на съемочной площадке, создавая фильм импровизацию из-за поджимающих сроков, а все присутствующие на площадке боялись произнести в слух хоть звук критики. Поверить в наличие четкого сценария и понимания своей задумки, видя финальный результат, просто невозможно.
Но даже при этом у «Холмса & Ватсона» был шанс на спасение. Для этого всего лишь стоило выкрутить до максимума градус происходящего безумия, добавляя приставку «так плохо, что даже хорошо», но все решили остановиться в самом начале это фразы.
Проблемой становится и Уилл Фаррелл, исполняющий главную роль. Его фильмы давно похожи на русскую рулетку, с той лишь разницей, что в барабане пистолета нет лишь одной пули, здесь нам опять не повезло. Он не привносит ничего нового и уникального в образ экранного сыщика. Ввиду отсутствия яркого экранного перформанса, зрителю достается Уилл Фаррелл, исполняющий роль Уилла Фаррелла. За этим просто неинтересно наблюдать, особенно когда происходящее скатывается до диалогов о сексе со старухами.
Намного обиднее за Джона Си Райли, совсем недавно блиставшего в «Братьях Систерс». К его Ватсону меньше всего претензий, правда пока он молчит. В итоге даже у него, получается стереть о себе все приятное впечатление.
Прибавьте к этому появления хороших актеров, среди которых: Рэйф Файнс, Ребекка Холл, Стив Куган и Хью Лори, правда последний все-таки убрал свое имя из титров. Что заставило их принять в этом участие, также остается загадкой.
В пародийных комедиях 90-х героев часто связывали, пытая музыкой, фильмом или звуками, вызывающих картонную агонию. Боюсь, что, если заставить долго смотреть «Холмс & Ватсон», такой сюжет окажется правдой. Через 15 минут картина вызывает отторжение и желание покинуть зал, похоронив любой интерес узнать, чем завершится эта история. Такой безвкусицы и ярого желания уничтожить само слово юмор ещё придется поискать. Хотя возможно создатели и пытались бросить вызов самому понятию комедии и с криком «подержи мое пиво» принялись иллюстрировать, что можно создать фильм, который роднит с ними лишь надпись в графе «жанр». Если план выглядел так, то авторы вышли беспрекословными победителями, которых будет не так легко сместить с их самодельного трона.
В кинотеатрах с 24 января.