5 номинаций на Оскар:
– Лучший фильм
– Лучшая мужская роль (Вигго Мортенсен)
– Лучшая мужская роль второго плана (Махершала Али)
– Лучший сценарий
– Лучший монтаж
Нью-Йорк 1962 года. Тони Валлелонга, по кличке Болтун, итальянец, расист, обжора и хороший семьянин, работает вышибалой в местном ночном клубе. После его закрытия на очередной ремонт, Тони вынужден искать временную работу, чтобы прокормить большую семью и расплатиться с накапливающимися счетами, для которых пари и хитростей уже недостаточно. Положение приводит его на собеседование к известному пианисту доктору Дону Ширли, подыскивающему себе водителя, а по совместительству помощника и телохранителя для большого турне по югу Америки. Все осложняет цвет кожи и его афроамериканское происхождение. Если Тони готов примириться с ним за крупный гонорар, то жители южных штатов точно окажутся менее дружелюбны, видя изящно одетого чернокожего, находящегося явно не на своем месте, в таких случаях их гостеприимство неразрывно с кулаками.
Это долгое путешествие будет стоить героям прежних жизней полных стереотипов и предрассудков, из машины на улицы Нью-Йорка они ступят уже новыми людьми.
Зеленая книга – это справочник для чернокожих, решивших отправится в путешествие по Америке. В 60-х это все еще притесняемый народ, в южных штатах больше похожий на безвольных, которых не считают за людей и воспринимают лишь как обслугу. Справочник помогает найти отели, кафе и другие заведения разрешающие пересечь свой порог афроамериканцам. Это настоящий путеводитель, как и сама история, в основу которой лег фильм. Реальные герои умерли совсем недавно в 2013 году.
На первый взгляд «Зеленая книга» может показаться очередным фильмом, эксплуатирующим актуальную для Голливуда тему, но под обложкой «кино о расизме» прячется многогранная история, идущая дальше и не замыкающаяся на тиражировании одной проблемы. Хотя отрицать, что расизм здесь становится самым заметным мотивом, довольно тяжело.
Возможно, найдутся и счастливчики, для которых это в первую очередь байопик о Доне Ширли, талантливом джазовом музыканте и композиторе, первом афроамериканце, окончившим Ленинградскую консерваторию. Уверен, такие люди до прихода в зал будут в меньшинстве (скорее даже отсутствовать), но почти наверняка, спустя каких-то пару часов они смогут обрести единомышленников.
У Питера Фаррелли («Тупой и еще тупее», «Я, снова я и Ирэн») вышло очень трогательное кино, в котором отсутствуют радикальные перегибы. Притеснения полны социальных ужасов и сегрегации, но все равно практически не переходят грани излишней натуральности. Даже при заявленной теме это все равно довольно милое кино, обходящее стороной острые углы. Грубость, жестокость и бездумная сила присутствуют на экране, но больше ассоциируются с героем Мортенсена, решающего проблему именно такими способами. Остальное лишь редкие эпизоды.
Большая часть унижений построена на расовой неприязни богатых людей и поклонников творчества, обнажая двуличность людей и носит скорее психологический характер. Белые южане готовы слушать прекрасную музыку негра, но никогда не сядут с ним обедать в одном помещение и уж тем более не разрешать воспользоваться их уборной. Сойдя со сцены, Дон Ширли превращается для них в обычного «нигера», не далеко ушедшего от только что разливавшего напитки официанта, имеющего схожий тип кожи.
Здесь на первый план выходит справедливость и достоинство, на которые персонажи смотрят абсолютно по-разному. Если Тони проповедает грубость, жестокость и силу, лишь бы отстоять свою правду, не позволив оскорбить себя, то Дону приходится держаться в рамках, сохраняя свое лицо и манеры, единственное, что отличает его от большинства собратьев, которых считают людьми второго сорта. Хотя с белыми у него намного больше общего. Он сам полон стереотипов о своем народе, максимально ограничивая попадание привычных культурных кодов для афроамериканцев будто то музыка или еда, на которою персонаж Махершала Али смотрит с пренебрежением, как и большинство белых.
Все это превращается в историю не столько о социальных ограничениях, создаваемых обществом, сколько о внутренних блоках, не позволяющих разглядеть всю полноту мира, насильно ограничивая себя в попытках стать кем-то другим, но так и не найдя своего места.
Во многом фильм сложился из-за исполнителей главных ролей Вигго Мортенсена и Махершала Али. У них вышла убедительная химия двух абсолютно непохожий партнеров, вынужденных мирится с недостатками друг друга и преодолевать все трудности, превращая фильм в типичное бадди-муви. Их обаянию невозможно сопротивляться и отдаешься ему с первых минут, влюбляясь в эти слегка шаблонные и доведенные до абсурда, диаметрально противоположные характеры, раскрыть которые помогает отличный юмор. Несмотря на всю кажущуюся серьезность, стоит помнить, что это все-таки и комедия, полная запоминающихся шуток и комичных ситуаций.
С другой стороны, это отличное роуд-муви, ведь важной составляющей становится именно сама поездка, полная прекрасных пейзажей и типичного американского колорита. Пространство машины также сближает героев, вынужденных находить постоянные компромиссы, чтобы двигаться дальше и не прерывать свое путешествие.
Но объединяет героев именно музыка. Она разрушает мосты противоречий, сглаживая различный взгляд на мир белого и черного, не только для путешествующих. Люди заполняющие до отказа концертные залы превозносят именно творчество, оставляя в эти минуты все разногласия в стороне. Музыка открывает сердца и способна сделать этот мир чуточку лучше и добрее, заставив даже белого южанина аплодировать афроамериканскому гению за роялем. Великолепный саундтрек Криса Бауэрса полный джаза и классических мелодий самого Ширла естественная иллюстрация этой мысли.
«Зеленая книга» вышла настоящим слепком, кажется давно ушедшей эпохи, невозможной в современных условиях, но именно такие картины призваны напоминать о большом шаге вперед в борьбе с неравенством и притеснением. Иллюстрация с одной стороны буквальная, а с другой метафоричная, затрагивающая каждого презирающего и презираемого по любым предрассудкам или инаковости. Фильм показывает, что стать лучше не так уж и сложно, ведь для этого стоит лишь расширить свои рамки и оглянуться, увидев мир полный красоты и разнообразия.
Это отличное новогоднее кино и один из самых сказочных голливудских фильмов, рассказывающих о дружбе, творчестве и мечтах. Оно идеально бы подошло для долгих зимних выходных, подарив то самое праздничное настроение, но даже менее удачная дата проката вряд ли способна испортить впечатление. Это по-настоящему доброе кино о работе над собой и победой над предрассудками, разговаривающее со зрителем на простом языке о сложном и вечном. Тяжело будет удержать свою симпатию и не сделать «Зеленую книгу» своим личным фаворитом в борьбе за главную статуэтку Оскара, даже после просмотра несравненной «Ромы» Куарона.