10 номинаций на Оскар:
– Лучший фильм
– Лучшая женская роль (Оливия Колман)
– Лучшая женская роль второго плана (Рэйчел Вайс)
– Лучшая женская роль второго плана (Эмма Стоун)
– Лучший режиссер (Йоргос Лантимос)
– Лучший сценарий
– Лучшая работа оператора
– Лучшие костюмы
– Лучший монтаж
– Лучшая работа художника-постановщика
Англия, начало XVIII века. Страну изматывает война с Францией. На троне восседает Анна, страдающая от нескончаемых болезней и собственной неуверенности. Серым кардиналом, принимающим судьбоносные решения для страны, является Сара Мальборо, любимица и любовница королевы. Она близкий друг и настоящая опора Анны, готовая говорить ей даже самую нелицеприятную правду, за что и заслужила ее доверие.
Все меняет приезд молодой родственницы Сары, Эбигейл Хилл, потерявшей все свои аристократические корни из-за семейных проблем и готовая теперь работать даже служанкой при дворе. Леди Мальборо проникается своей бедной родственницей и берет ее под свою опеку. Постепенно привыкая к новому статусу придворной фрейлины, Эбигейл видит шанс вернуть себе статус и былое величие, утерянное ее семьей. Родственницы становятся соперницами за внимание королевы Анны, влияя своими интригами на судьбу целой страны.
«Фаворитка» – третий англоязычный и первый снятый не по собственному сценарию фильм грека Йоргоса Лантимоса, фактически развивающего национальную традицию в большом кино. Его предыдущая картина «Убийство священного оленя» была экранизаций греческого мифа о царе Агамемноне, вынужденном принести свою дочь в жертву из-за убийства оленя Артемиды, чтобы суметь добраться до Трои, перенесенная в наши дни. Хотя и фильм «Лобстер», не имевший в своей основе столь впечатляющего первоисточника, был не менее специфичен, походя со стороны на воплощение древнегреческой пьесы полной абсурда и таинственности. Его картины часто ругают за переусложненность и запутанность, излишнюю нарочитость материала и постоянные разговоры со зрителем, на метафизические темы бытия.
Новый фильм на первый взгляд кажется нетипичным для Лантимоса. Костюмированная черная комедия о судьбе Англии, интригах при королевском дворе, отошедшая в сторону от привычных греческих мотивов и основанная на реальных событиях. Последнее правда скорее интерпретация, не претендующая на достоверность, исторические неточности стоит оставить придирчивым снобам, говорящим что письма не были уничтожены или муж Анны был все еще жив на момент описываемых событий. «Фаворитка» не делает акцент на излишней достоверности, больше концентрируя свое внимание на образах и необходимом контексте. Режиссер исследует не выбранный исторический период и свершившиеся события, все это лишь декорации, в которых разворачивается современная трагикомедия, полная сатиры на сегодняшний день.
Лантимос выстроил картину на постоянных противоположностях, которые больше похожи на загадки, постоянно ставящие зрителя перед выбором, как воспринимать происходящее безумие. Тут юмор неотделим от драмы, историческая достоверность соседствует с карикатурой и вымыслом, любовь неразрывна с ненавистью, а боль часто перемешана с удовольствием. Такова судьба и самой Англии, стоящей на пороге важнейшего решения продолжить войну или заключить мирное соглашение. Тут люди управляющие страной устраивают утиные бега и развлекаются закидыванием апельсинами голого дурака, а буквально в соседней части замка пытаются повлиять на судьбу страны своими интригами. С одной стороны все образы максимально комичны и низведены до кричащих карикатур, а с другой – осознание историчности действия наводит мысли о тихом ужасе придворной жизни, сосредоточенной на самой себе и далекой от реальных проблем страны, не касающихся лично их, на очередном банкете.
Достоверность тоже постоянно и намеренно подвергается сомнениям. Ее кульминацией становится балл и танец, который начинается как привычный минуэт, но довольно быстро превращается в пародию, похожую на контемп, разрушая сложившуюся секунду назад историческую магию костюмов и антуража своеобразным хулиганством режиссера.
Ровно такой же и местный феминизм. С одной стороны все внимание уделено сильным девушкам, в чьих руках сосредоточена власть и от которых зависит судьба Англии, с другой – они довольно истеричны и готовы поставить все под угрозу из-за своих подковерных игр или захлестнувших страстных желаний, которые получается контролировать с большим трудом, так и не создавая единый и четкий образ привычного феминизма в кино.
Одновременно с этим «Фаворитка» фильм треугольников как любовных, так и политических, полный разнообразной войны за собственные интересы. Хотя в конце все сводится лишь к любви, страсти и ревности, из-за которых и принимаются судьбоносные решения. Отношения правда тоже нетипичные, но имеющие историческую подоплеку, в опубликованной после смерти королевы Анны ее переписки с леди Мальборо, из которых и раскрылась их связь. Девушки здесь могут и коня оседлать, и стрелять из мушкета, и знают рецепты исцеляющих лекарств, только они способны на настоящие чувства и лишь к друг другу. Здешние отношения с мужчинами больше походят на фиктивность и дружбу, превращаясь в прикрытие.
Здесь сталкиваются противоположности: леди Мальборо и ее родственница Эбигейл, по-разному понимающие любовь. Первая олицетворяет настоящие чувства, пытаясь уберечь королеву от провала, даже если приходится говорить нелицеприятную правду, желая своему избраннику лишь лучшего и ставя свои желание позади. По другую сторону любовь-подхалимство во имя достижения своих целей, взращенная из детских обид и незаслуженной утраты положения, берущая верх над идеалами чести и достоинства, с которыми Эбигейл приезжает в замок. Из этих же характеров и взглядов фавориток определяется положение страны, принимающих решения не из четкой стратегии, а банальных желаниях победы и превосходства над своим оппонентом, постоянно меняя переменные в нескончаемых треугольниках интересов, показывая неустойчивость всей политической системы не только Англии, но и любого государства, построенную на самодурстве и неуверенности своих правителей, путающих чувства и разум, поддаваясь своим сиюминутным желаниям. На этом фоне ключевым образом фильма становятся кролики, олицетворяющие каждого потерянного королевой ребенка, единственный чистый и неприкосновенный символ, превращающийся в ключ к сердцу Анны и ее единственную постоянную опору нескончаемой искренности.
Главных героинь, к слову, тоже три. Оливия Колман, Рэйчел Вайс и Эмма Стоун устраивают невероятный перформанс. В этом девушкам помогает Лантимос низводящий всех мужских персонажей до «мебели» или буквальных лакеев, на которых постоянно кричит королева. Девушки здесь центр местной вселенной, вокруг которых движется весь мир. Им досталось все внимание и отличные диалоги, которые украшает невероятное самообладание актрис, произносящих вульгарности и сальности, вызывая еще больший смех.
Формально королева в исполнении Оливии Колман считается главной ролью, но скорее это дань ее статусу и запоминающемуся образу, постоянно болеющего и неуверенного в себе ребенок. Все три актрисы получают равнозначное экранное время, а от их постоянных интриг и противостояния невозможно отвести глаз или заскучать. Единственным ярким мужским персонажем стал герой Николаса Холта, не снимающего свой парик, не растающегося с макияжем и страдающего от перманентной глупости. Единственная настоящая роль второго плана, не способная потеснить прекрасное трио.
Технические элементы не уступают материалу и актрисам. Например, необычная и запоминающаяся операторская работа британца Робби Райана, состоящая не только из большого количества крупных планов героинь, но и нетипичного подхода к изображению. Многие сцены сняты с помощью fish eye объектива, придавая им необычную сферичность и создавая эффект подглядывания сквозь замочную скважину. Такая деформация мира создает неожиданную глубину, наряду с отказом от искусственного света. Практически все сцены были сняты при естественном освещении, даже самые темные используют в кадре лишь один огонь свечи.
Отличный подбор музыкальных композиций эпохи барокко, среди которых Бах, Гендель и Вивальди, преображающих местный колорит, тонко играя с эмоциями зрителя, как и прекрасный звук в фильме, передающий не только гнетущую тишину, но и природную свежесть. Неожиданная и практически неузнаваемая вставка песни Элтона Джона, лишь подчеркивает курс незаметного обмана и подмены выбранный Лантимосом.
Картина сохранила и легкую театральность с неторопливой актерской игрой и постановкой, которую завершает великолепный антураж и костюмы, создающие и подчеркивающие дух эпохи, с пышными балами и безумными развлечениями в больших комнатах дворца, переполненными разнообразными деталями.
«Фаворитку» считают самым коммерческим фильмом Лантимоса, обычно далекого от мейнстрима. В его новой картине действительно возрос бюджет, она намного дружелюбнее к простому зрителю и не отягощает его метафизическими формами и моделями, за что ругали его предыдущие фильмы, наряду с более резкими и острыми диалогами, ставшими украшением местной истории. С другой стороны режиссер смог сохранить свою медитативность и его любимые долгие крупные планы, достигающие своей развязки и накала в самом финале, здесь также чувствуется легкая театральность действие и форма, балансирующая между трагедией и комедией, которые могут меняться с переменой ракурса зрителя, самого определяющего, как воспринимать происходящее на экране.
Кажется работа с новым нетипичным материалом пошла Лантимосу на пользу и позволила самому режиссеру сменить ракурс. С ней он справился блестяще, лишь подогрев интерес к своим будущим проектам и доказав, что он способен удивлять, не останавливаясь на оживление древнегреческих эпосов.