После довольно сильного завершения сезона и полноценного участия в оскоровской гонке практически во всех главных номинациях, Netflix не собирается сбавлять обороты, пытаясь доказать, что они действительно являются крупнейшим игроком на кинорынке. Их первым крупным кинорелизом года стал триллер «Бархатная бензопила», премьера которого совсем недавно прошла на кинофестивале Сандэнс в США, а с 1 февраля он доступен для просмотра все подписчикам сервиса (в наличии имеется даже русский дубляж).
Режиссером картины стал Дэн Гилрой, начинавший как сценарист («Запределье», «Эволюция Борна»). Его дебютом был фильм «Стрингер» («Nightcrawler»), рассказывающий о журналисте-фрилансере готовом пойти на любые подлости ради добычи эксклюзивного сюжета для новостей. Тягучий триллер о морали, выборе и обиде, раскрывающиеся через бесчувственного и рассудительного социопата в исполнении Джейка Джилленхола. Фильм был тепло принят критиками и зрителями, а Дэн Гилрой получил номинацию на Оскар за «Лучший сценарий» (он был и автором истории). Следующая картина оказалась менее успешной. «Роман Израэл, Esq.» история о афроамериканском адвокате, нарушающим этику и закон, провалился в прокате, но оказался скорее посредственным, чем ужасным, не похоронив карьеру начинающего режиссера. Его ругали за непоследовательность и жанровую неразбериху, в которой сложно было проникнутся происходящем, постоянно менявшим тон повествования. В России картину даже не купили для проката, сразу выпустив на онлайн платформах.
«Бархатная бензопила» третья картина, в которой Дэн Гилрой выступил режиссером и сценаристом. В главных ролях звезды все того же «Стрингера» Джейк Джилленхол и Рене Руссо, оператором вновь стал оскароносный Роберт Элсвит («Нефть», «Магнолия», «Город воров»), главные изменения коснулись композитора Джеймса Ньютона Ховарда («Темный рыцарь», «Красотка»), которого заменил не менее известный Марко Белтрами («Тихое место», «Логан», «Повелитель бури»).
Сюжет окунает зрителя в самую гущу мира современного искусства, показывая устройство галерей, работу критиков и самих творцов, выворачивая на изнанку все их пороки и алчность. Однажды одна из работниц музея находит завораживающие картины в квартире ее погибшего соседа и художника Ветрила Диза. Они моментально обретают известность и поклонников, превращая еще вчера неизвестного автора в самую обсуждаемую фигуру. Радость открытия омрачает череда подозрительных самоубийств и необъяснимых исчезновений, причина которых сокрыта в прошлом погибшего художника.
На первый взгляд перед нами типичный триллер с элементами хоррора. К такому выводу довольно легко прийти, ознакомившись с трейлером или синопсисом и ориентируясь на предыдущие фильмы режиссера, но, если воспринимать ее с такого ракурса, вас скорее всего будет ожидать разочарование.
Здесь довольно фрагментарный и слабый сюжет, интригующий лишь в начале и довольно быстро рассыпающийся из-за недостатка саспенса и невнятного развития большинства сюжетных линий. Поведение героев не всегда поддается логике, а искать стройность в их поступках утомляет уже на середине. Недалеко отошли местные убийства, которым определенно не хватает изобретательности, поклонники жанра точно не смогут найти в нем ничего нового. Большая часть элементов как будто не понимает своего места, так и не складываясь в цельную картину. «Бархатная бензопила» действительно получилась излишне пресным и непоследовательным триллером, который даже близко не смог подойти к блистательному дебюту «Стрингер», в котором у Гилроя получилось все. Но все это лишь один из возможных подходов.
В реальности Netflix расставил ошибочные акценты. Стоит лишь сменить обзор, как пред зрителем предстанет отличная черная комедия полная иронии над современным искусством и культурой. Утрированные диалоги, нарочитый пафос и даже уколы в сторону толерантности и меньшинств. Постепенно сами герои превращаются в популярнейшие инсталляции, а смерти в визуальные перформансы, которые становятся украшением происходящего
Назвать местную сатиру излишне остроумной сложно, но она и не старается намеренно блистать глубиной. Периодически придется терпеть очевидные шутки, где простой мусор пытают назвать очередным арт-объектом. «Бархатная бензопила» максимально зрительское кино, которое будь оно вином или кофе смело можно было отнести к категории «питких». Все действие максимально развернуто к смотрящему лицом и не пытается нагнетать излишний авторский пафос, создавая плохо считываемые материи. Отчасти такой подход обусловлен платформой, старающейся создать зрительский комфорт и удержать его у экрана. Отчасти это срабатывает, но с другой стороны за простотой и доступностью форм смазывается общая актуальность и острота, которой явно недостает, чтобы полностью сменить жанровые рамки, выдвигая на первое место слово «триллер», портящее общее восприятие, ведь является абсолютно другим продуктом.
С другой стороны многое складывается благодаря комичным персонажам, например, герой Джилленхола, воплотившего образ местного критика современного искусства, по совместительству гея-перфекциониста и творца в кризисе Джона Малковича, а дополняет их отличный саундтрек и превосходный пестрый визуал в совокупности с сильной операторской работой.
В конце на передний план выходит фигура режиссера, ведь после дебюта от Дэна Гилроя ожидаешь определенно большего. Все это рождает лишь вопросы не к произведению, а его творцу. А не переоценили ли мы его после первой картины? Возможно проблема была лишь во влиянии Netflix? Сможет ли он повторить успех или нас ждет очередной закат, неожиданно вспыхнувшей карьеры? Пока главное — это сложившиеся тандемы с оператором Робертом Элсвитом и Джейком Джилленхолом, уже во второй раз поглощающего все экранное внимание.
«Бархатная бензопила» получился явно лучше большинства картин Netflix, но все равно не обошлось без оговорок и компромиссов. Возможно, лучше потратить эти два часа на «Стрингера», богатого саспенсом и имеющего четкую формы. Если же вы не против смотреть на банальные смерти красивых людей, а главное сможете найти это забавным, то Дэн Гилрой поможет приятно провести вечер, который довольно быстро выветрится из вашей памяти.