1 номинация на Оскар:
– Лучшая мужская роль (Уиллем Дефо)
«Ван Гог. На пороге вечности» — новый байопик, рассказывающий историю великого художника. Это не типичное жизнеописание, а скорее путешествие в мир чувств и попытка уловить эмоции Ван Гога.
Ключевой фигурой проекта стал режиссер Джулиан Шнабель, творческая жизнь которого не ограничивается киносферой. Он имеет степень бакалавра изобразительных искусств и достиг успеха в живописи, став довольно известным художником нэоэкспрессионистом. Шнабель не ограничился этим, записал собственный рок-альбом и даже создал обложку альбома «By the Way» Red Hot Chili Peppers. Почти все его фильмы посвящены реальным личностям: художнику Жан-Мишелю Баския («Баския»), поэту Рейнальдо Аренасу («Пока не наступит ночь»), редактору журнала Elle France Жан-Доминику Боби («Скафандр и бабочка») и музыканту Лу Риду («Берлин»). Богатое и разнообразное творческое прошлое превращает Шнабеля в идеального оживителя биографии Винсента Ван Гога.
«На пороге вечности» — шестой фильм Шнабеля, снятый после восьмилетнего перерыва в режиссерской карьере.
Сюжет картины фрагментарен и похож на наброски или спутанные воспоминания, в центре действия — художник в момент поиска очередной идеи. Все начинается в Париже, который Ван Гог скоро покинет, отправившись на юг страны в Арле, где начнется расцвет его творчества, связанный со сложным периодом жизни художника.
Познакомиться с биографией Ван Гога посмотрев фильм практически невозможно: зрителя ждет огромное количество не связанных между собой переходов, а после финальных титров останется множество белых пятен. Знаменитые письма художника к брату Тео и друзьям, в том числе к Полю Гогену, отсутствуют в фильме. Их реальные образы получают экранное воплощение, но не имеют должного развития, лишь очерчивая присутствие этих людей в судьбе художника. Окружение Ван Гога в фильме не так важно. Большую часть времени главный герой куда-то идет, разглядывает очередной пейзаж, пытается прочувствовать природу, стать ее частью и раствориться в ней, сыпля землю на лицо.
Под конец создатели фильма как будто вдруг понимают, что еще не приблизились к финалу жизни Ван Гога и стараются показать хоть что-то. Странным упущением стало практически полное отсутствие упоминания его работы в Овер-сюр-Уаз, где за 70 дней он нарисовал 75 картин и множество набросков.
Неожиданным выглядит однозначное объяснение смерти художника — непопулярная версия его убийства местными детьми, исключающая вариант самоубийства. Подробнее познакомиться с этим периодом жизни Ван Гога и взглядами на его последние дни в Овер-сюр-Уаз можно, посмотрев недавний мультфильм «Ван Гог. С любовью, Винсент». Картина полностью нарисована масляными красками в духе творчества художника и является идеальным дополнением к фильму этого года.
Убрав все лишнее и оставив лишь общий узнаваемый биографический контур, Шнабель показал медитативный процесс вечного поиска и размышления. Он изобразил обыденный мир в лучах солнечного света, который может найти каждый, превратив своего Ван Гога в искателя, способного преобразить окружающую обыденность с помощью холста и масляных красок. Диалоги здесь отходят на второй план, уступая место ощущениям. Для художника картины превращаются в единственный способ разговора с окружающими людьми и криком в вечность.
О бессмертности творчества, судьбе и непонимании окружающих Ван Гог Шнабеля говорит со священником, походя при этом на Иисуса. Именно здесь становится понятен взгляд режиссера, рассказывающего историю не столько Ван Гога, сколько мученика-творца, уверенного в том, что диалог художника и зрителя обязательно состоится, пускай и после смерти. В первую очередь это история гения, забывшего о настоящем, чтобы раствориться в вечности и Боге. Его перестает ранить общественное презрение, но одолевают внутренние демоны. Только они могут по-настоящему ранить не только душу, но и тело, вынудив в очередном бреду отрезать себе часть уха.
Уильям Дефо, исполнивший главную роль, — одно из основных достоинств фильма. Разница в возрасте (актеру — 62 года, а художнику — 37 лет) пошла на пользу экранному образу, передав истощенность, хрупкость и одержимость художника. Ван Гог у Дефо наполнен нечеловеческой энергией, ощущаясь на экране реальным и сказочным одновременно.
Яркая эмоциональная палитра удалась во многом благодаря операторской работе Бенуа Деломма («1408», «Мальчик в полосатой пижаме», «Вселенная Стивена Хокинга»), в прошлом занимавшегося живописью, как и режиссер. Кадры наполнены сверхкрупными планами с акцентом на деталях лица и в особенности на глазах. Съемка здесь дерганая и дрожащая, как будто оператор просто показывает вылазки за вдохновением, не придавая изображению студийной аккуратности. Зритель прочувтвует одержимость Ван Гога солнечным светом, заливающим большинство кадров, как и желтым цветом, преследующим художника на протяжении всей картины. Окончательно союз актера и камеры скрепляет великолепный инструментальный саундтрек.
«На пороге вечности» — нетипичный байопик, исследующий обстоятельства жизни и становления художника. Образ Ван Гога состоит из картин, которые он создает прямо на экране — от “Башмаков” до “Корней деревьев”. Он центр этой вселенной, оставляющий антураж эпохи за скобками. У Шнабеля получился фильм не о деталях, а о мелочах человеческого характера, наполненный долгими и медитативными кадрами. Это история художника о художнике, где режиссер отдает дань уважения необъятной и непознаваемой фигуре, всегда находившей путь к своему солнечному свету.