XXVI век. 300 лет прошло с окончания Великой войны. После катаклизма жизнь людей окончательно расслоилась. Наверху, в процветающем городе Залем, живут лишь счастливчики, которым удалось там родиться, под ним расположился Айрон-Сити, куда избранные сбрасывают мусор. Внизу вынуждены поставлять продукцию в Залем, лишь мечтая узнать, как устроен «рай». Здесь давно искажена мораль: люди похожи на стервятников, кормящихся мусором, и готовы пойти на все ради выживания, изредка предаваясь мечтам обмануть систему и оказаться в городе, парящем над головой.
На одной из свалок доктор Дайсон Идо находит останки девочки-киборга, в которой еще сохранилась жизнь и восстанавливает ее. Очнувшись, она не может ничего вспомнить, и доктор дает ей имя Алита. Она оказывается не простым киборгом, так как заключает в своем теле давно утерянные технологии и знания боевых искусств. Вместе они пытаются узнать тайну ее происхождения, попутно сражаясь с воинами-охотниками из парящего города, стремящимися уничтожить Алиту.
В основе фильма лежит манга «Battle Angel» («Gunnm»), оживить которую взялся неожиданный тандем Джеймса Кэмерона (продюсер и один из сценаристов) и Роберта Родригеса (режиссёр и сценарист). Если присутствие отца «Терминатора» выглядит, как воплощение его давней мечты (еще в начале нулевых Кэмерон пытался запустить этот проект) и попытка опробовать новые графические технологии, используемые в «Аватарах», то наличие Родригеса, снимавшего семейное кино (франшиза «Детей шпионов»), комикс-нуар с запредельной жестокостью («Город грехов») и фильмы категории B, ставшие классикой («От заката до рассвета» и проект грайндхаус), выглядит менее убедительно. Непонятно, как человеку, последней крупной картиной которого был сиквел «Мачете», вышедший шесть лет назад и провалившийся в прокате, можно доверить оживление киберпанк-блокбастера с бюджетом 200 млн долларов. Тем более, когда еще свеж пример неудачной реализации японской истории «Призрак в доспехах». В итоге зрителям представили дорогой блокбастер, находящийся в нарративном прошлом и визуальном будущем одновременно, совмещающий в себе ностальгию и глупость.
С первых кадров в глаза бросается повествовательная олдскульность: плоские персонажи из 80-х, не способные удивлять и создавать интригу вокруг своей личности. Типичный злодей, смотрящий на всех свысока и толкающий философские размышления за бокалом виски; доктор, потерявший дочь и живущий с чувством вины; его бывшая жена, “падший ангел”, готовая на всё, чтобы вернуться в Залем и восстановить свою репутацию; подросток, желающий оказаться «наверху» из-за чувства обиды, которая не позволяет ему разглядеть очевидного. Не помогают и посредственные диалоги, от которых получается спрятаться лишь превратив их в нескончаемую отсылку все к тем же фильмам 80-х, где вторичные разговоры были наполнены легкостью и непосредственностью.
Клишированные образы от полного разочарования спасет лишь великолепный актёрский состав. Кристоф Вальц («Бесславные ублюдки», «Джанго освобожденный»), Дженнифер Коннелли («Реквием по мечте», «Игры разума») и Махершала Али («Лунный свет», «Зеленая книга») сгладили острые углы.
Ключевой проблемой становится сам жанр. Практически весь киберпанк, будь то «Бегущий по лезвию» или всё тот же «Призрак в доспехах», исследовал этику изменения человеческого тела и грань, после которой он сам становился машиной. Можно ли считать киборга живым? Возможно ли поставить знак равенства между мышлением человека и искусственного интеллекта? Могут ли быть у машины и человека равные права? Дальше всплывали социальные дилеммы ближайшего будущего: неравенство, нищета, перенаселение и экология.
Идя на «Алиту», забудьте об этих вопросах. В здешнем мире все равны, и никто не задается философскими размышлениями — все просто как-то живут. Киборги с человеческой головой или хотя бы мозгом, участвуют в местных смертельных развлечениях под названием «моторбол», являющихся единственным легальным способом оказаться наверху. Кончина машины не вызывает сочувствия или мысли «Могу ли я убивать себе подобных». Создатели даже не пытаются общаться со зрителем, заменяя любую попытку диалога очередной экшен-сценой. Помимо них, вы найдете лишь неубедительную историю любви человека и «машины», полную подростковых проблем, неуверенности и максимализма. Такое могло быть уместно лишь в серии фильмов «Дивергент», от Кэмерона и Родригеса, хочется видеть что-то более сложное.
Мир проработан не лучше. С одной стороны, здесь нет типичного для жанра неона (что хорошо), с другой — всё похоже на индийские трущобы, не создающие эффект киберпанка (что очень плохо). Местный «рай» зритель и вовсе не увидит: представление о нём можно составить лишь по нескольким диалогам.
Если вы готовы смириться с топорностью подачи 80-х и полным отсутствием серьезных вопросов, то через 30 минут скучной экспозиции перед вами предстанет кино будущего. Главное достоинство картины — это графика и постановка. Крупные планы лица Алиты тщательно проработаны и детализированы. Дизайн киборгов изобретателен и перенимает черты характера своего носителя, будь то амбал Гревиш, нагоняющий страх, или Запан, местный охотник за головами, отсылающий к бандам якудза. Единственная обманка — это хрупкая на вид Алита с мощным сердцем и готовая к любой угрозе.
Сам мир, при своей невыразительности, всё же кажется подлинным и живым, не вызывающим сомнений, как и нарисованные задники, не бросающиеся в глаза наличием хромакея. Яркие экшен-сцены переполнены динамикой и накалом, что особенно заметно на арене моторбола и при разборках в местном баре под электронный саундтрек, созданный Junkie XL («Безумный Макс: Дорога ярости», «Дэдпул», «Бэтмен против Супермена»). Сейчас невозможно встретить достойного аналога графики “Алиты”. Что-то подобное, вероятно, ждёт нас лишь в новых «Аватарах» Кэмерона.
Кажущаяся сухость и однообразность местных плюсов, звучащих как радостное «пиу-пиу», заглушающие весь остальной гул вопросов, единственная здешняя правда. Сюжет как будто создавался по книге Курта Воглера «Путешествие писателя», ставшей классическим учебником по созданию типовых сюжетов. Именно ее идеями вдохновлялся Джордж Лукас при создании своей космической саги. В основе работ Кэмерона часто можно увидеть сходство со сказками, и если в «Аватаре» это диснеевская «Покахонтас», то здесь проглядывается “Волшебник Изумрудного города”, лишенный иносказательности и глубины, оборвавшийся на середине путешествия.
«Алита: Боевой ангел» — старомодный блокбастер, ориентирующийся лишь на эмоции зрителя и заменяющий зрелищностью все остальные составляющие фильма. Несмотря на то, что главная героиня — сильная девушка, авторы не углублялись в дебри феминизма. Ее спокойно можно было бы заменить на героя мужского пола ничего не меняя в картине, делая историю универсальной и понятной всем. Последнее, правда, скорее хорошо и вносит чуть-чуть разнообразия в, и без того приторное, количество клише, которыми переполнен фильм. А пока работа Кэмерона и Родригеса ощущается как первый крупный провал года, у которого крайне мало шансов все-таки показать, как устроен парящий город.