У картины «Как не стать президентом» сложилась незавидная прокатная судьба. В США фильм провалился и не смог даже окупить свой скромный бюджет в 2 млн долларов, в России — должен был выйти в начале этого года, но пропал из списка предстоящих премьер без объяснения причин. Релиз состоялся на месяц позже запланированного сразу в Интернете, оставшись незаметным для широкого зрителя. Мнение критиков о фильме тоже не высоко: на «томатах» (Rotten Tomatoes – сайт агрегатор кинорецензий) «Как не стать президентом» имеет всего 59% положительных отзывов.
Режиссёром картины выступил Джейсон Райтман, известный по картинам «Мне бы в небо», «Джуно» и «Здесь курят». Главную роль исполнил Хью Джекман, на втором плане собрались не менее известные артисты, среди которых выделяются Вера Фармига («Мальчик в полосатой пижаме», «Судья»), Дж.К. Симмонс («Одержимость», «Здесь курят») и Альфред Молина («Мэверик», «Идентификация»).
В центре истории — сенатор Гэри Харт, который баллотируется на выборы 1988 года, и его команда, делающая всё для победы кандидата. Прогрессивная программа, нацеленная на решение экономических проблем, отличная репутация и поддержка избирателей потеряли значение из-за скандала вокруг измен Харта жене. В картине показаны события трёх недель, предшествовавших снятию кандидатуры Харта с президентской гонки.
Издалека «Как не стать президентом» выглядел типичным фильмом Райтмана о людях в костюмах — форма, прославившая режиссёра. От его предыдущих проектов картину отличает отсутствие яркой литературной основы. Похоже, эксперимент не удался: сценарий стал самой слабой частью фильма. В основном зрителю предлагают смотреть на невыразительные сцены с говорящими людьми, лишь в общих чертах обозначающими свои прототипы. Здесь нет колкостей, характерных для его картин, диалоги навевают скуку, а всё происходящее больше похоже на случайный набор сцен, призванный хоть как-то оправдать финал.
За всё время не раскрывается характер ни одного персонажа, а образ главного героя формируется лишь из редких диалогов и выпусков новостей, описывающих его как «успешного и невероятно красивого». На этом портрет Харта авторы, видимо, считают полностью раскрытым. Сценарий как будто заменили статьёй из «Википедии», забыв о художественной составляющей. Происходящее на экране можно описать одним предложением или трейлером, сэкономив зрителю кучу времени.
У Райтмана вышло абсолютно беззубое кино. С одной стороны, он упрекает Харта за предательство своих избирателей и штаба, за долгое отрицание влияния личной жизни на собственную карьеру. В то же время Райтман осуждает журналистов, готовых рушить жизни людей ради эксклюзивного материала. К сожалению, зрителю не удастся оценить поведение участников событий, так как из истории изъята всякая мотивация. Интересно было бы увидеть оценку адюльтера избирателями, ведь данные социологических опросов не отрицали возможность победы Харта.
В итоге, фильму не удается достучаться до зрителя даже в финальной сцене с речью Харта, вокруг которой создавалось всё напряжение в фильме. Она не создаёт необходимую сопричастность с главным героем, лишь убаюкивает монотонностью и напоминает о скором приближение титров.
Всё хорошее, будь то Хью Джекман или композитор Роб Симонсен («Одарённая», «500 дней лета»), тонет в общем болоте из скуки. Лишь изредка зритель пристальнее посмотрит на экран из-за фортепьянного проигрыша или сенатора Харта, без конца выкрикивающего о неприкосновенности его частной жизни. Эффект документальности не был достигнут не только в сценарии, но и в визуальной стороне фильма. Использованные вневременные музыка, интерьеры и костюмы не дают и намека на социальный контекст 80-х годов. Время узнаётся лишь по титру с датой в самом начале фильма и эпизодическому появлению Джорджа Буша-старшего, победившего на тех выборах. Остальное — малоизвестный эпизод невероятного падения с огромной и крепкой вершины.
Казалось, за последнее время в Голливуде научились снимать острое кино о журналистских расследованиях («В центре внимания», «Секретное досье») и политических столкновениях («Опасная игра Слоун», сериал «Карточный домик»), но не в этом случае. «Как не стать президентом» — первый крупный провал Райтмана, заменившего свойственные ему яркое повествование и монтаж на набор киношных штампов о битве на политической арене. Его следующим фильмом станет триквел оригинальных «Охотников за привидениями», снятых его отцом, и хочется верить, что там он воспользуется своим талантом.