XVIII век. Преследуя личные интересы, губернатор Сибирской губернии князь Гагарин, под предлогом поиска затерянного города Яркенда, уговаривает Петра I отправить мирную экспедицию в Тобольскую крепость. Довольно быстро поход превращается в столкновение с воинственными джунгарами, ставящим русских солдат перед выбором: развязать войну или искать возможность сохранения мира. Гвардеец Иван Демарин оказывается в центре интриг. Ему придётся спасать друзей и возлюбленную, а также разгадывать настоящую цель похода.

«Тобол» — историческая драма, основанная на одноимённой книге Алексея Иванова. Изначально проект планировался как телевизионный сериал. Решение выпустить ещё и сокращенную версию в виде полнометражного фильма понятно: даже крохи дополнительной прибыли не могут оказаться лишними. Однако это сказалось на качестве: «Тобол» с большим отрывом лидирует в борьбе за звание худшего фильма года, давая фору даже поделке Уилла Ферелла «Холмс & Ватсон».

«Тобол»

«Ну что, балабол, пойдёшь на Тобол?» – восклицает карикатурный Пётр I в исполнении Дмитрия Дюжева. Где-то здесь, на первых десяти минутах, кончается всякая надежда. К этому моменту персонажи успели перенестись из Сибири в Петербург и обратно, дальше количество потерянных месяцев лишь нарастает —  сезоны и полугодия сменяются за минуты. Без знания литературной основы любые попытки разобраться в сюжете обречены на провал (как и поиски затерянного города), ведь за два часа здесь пересказывают восемь серий или две толстых книги.

В версии для кинотеатров акцент сделали на батальных сценах и панорамах природы, испорченных графикой. Такое решение практически на оставляет места для персонажей, которым не хватает времени для раскрытия характеров и мотиваций. Разрушают убедительность и плохо сочетающиеся между собой сцены. Сначала зрителю показывают эпизоды с немецкими пленными-алкоголиками, больше похожие на скетчи о глупых европейцах. Тут же появляется образ ангела, напоминающий, что Бог всегда присматривает за Россией. Эти эпизоды никак не влияют на сюжет, а их ценность остаётся сомнительной, ведь религиозные темы и проблемы европейцев так и не получают развитие.

«Тобол»

Если плохому сценарию ещё можно найти оправдание — авторы были вынуждены идти на компромисс — то в случае с технической реализацией такой возможности нет. Всё здесь похоже на второсортный сериал, часть бюджета которого так и не дошла до съёмочной площадки. Невыразительную постановку сражений, похожую на игры в реконструкцию, попытались прикрыть агрессивным монтажом, который создатели на премьере в Петербурге назвали «молодёжным». Под этим они, видимо, понимают клиповый монтаж, который не получилось удачно реализовать. Сцены баталий наполнены резкими переходами и ускорениями, которые добавляют происходящему неразберихи. Они не способны скрыть лень создателей, оставляя на виду сцены, сшитые из неподходящих друг другу дублей. Их дополняют аудиоэффекты, будто взятые из бесплатной библиотеки. Звуки выстрелов и лязганья сабель существуют отдельно от экранного действия, заставляя зрителя возмущённо ёрзать в кресле.

«Тобол»

Неизвестно что в «Тоболе» хуже — экшен или актёрская игра. На переднем плане молодые артисты: Илья Маланин («Полицейский с Рублёвки», «На районе»), Андрей Бурковский («Ёлки новые», сериал «Звоните ДиКаприо!») и Юлия Макарова, для которой фильм стал дебютом. Их игра напоминает кривляние первокурсников, не различающих подлинную эмоцию и переигрывание. Возможно, они брали пример с Евгения Дятлова («Батальонъ», «Последний богатырь) и Дмитрия Дюжева («Жмурки», «Каникулы строгого режима»), которые явно показывали мастер-класс по исторической карикатуре. Образы князя Гагарина и Петра I практически невозможно разглядеть за лицами известных актёров. На их фоне выгодно выделяется Дмитрий Назаров (сериалы «Кухня» и «Штрафбат»), исполнивший роль Семёна Ремезова —  картографа Сибирской области.

Громче всего против фильма говорит отсутствие агрессивной рекламы на телевидение, которой можно было ожидать, так как картина делалась при поддержке «Первого канала». Похоже, даже создатели не хотят привлекать внимание к проекту, сознавая, что «ответ Голливуду» на этот раз не удался. «Тобол», возможно, обретёт популярность в виде сериала, огрехи которого сгладят низкое качество телевизионной картинки, возросший хронометраж и рассеянное внимание зрителя, поглядывающего на экран за семейным ужином. Встречи с этим фильмом в кинотеатре стоит избегать любыми способами.