Кинокомпания Disney не сбавляет свой натиск, продолжая выпускать один крупный релиз за другим. Совсем недавно зрители наблюдали приключения Капитана Марвел, а впереди уже виднеются «Мстители», на которые открыли продажу билетов. Передышкой перед грандиозным финалом стал очередной ремейк мультипликационной классики – «Дамбо». Оживить знакомый сюжет взялся Тим Бёртон, довольно грубо проделавший подобный трюк с «Алисой в стране чудес», превратив абсурдную сказку в эпичное фэнтези. Новая попытка вышла менее радикальной. К удивлению, мастер абсурда и гротеска ушел в сторону большего реализма, если, конечно, оставить за скобками летающего слона.
Передвижной цирк братьев Медичи переживает не лучшие времена. С ростом городов и индустрии развлечений люди все меньше обращают внимание на приезжих загородных артистов. Постепенно их трюки перестают удивлять, все больше походя на очевидное надувательство и вынуждая управляющего Макса искать новые способы привлечения зрителей. В это тяжелое время дрессировщик Холт Фэрриер возвращается с войны в свой бродячий дом. Увиденное не помогает обрести ему спокойствие, а жизнь преподносит новые трудности. Из-за гриппа умерла жена. Его цирковой номер с лошадьми давно закрыт, а любимые животные проданы. Даже подросшие дети не готовы бросаться в объятия отца, пугаясь стоящего перед ними калеки. Единственное занятие, которое находится для бывшего военного – уход за слонами и особенно за беременной слонихой Джамбо.
Возможно, именно приключения летающего слоненка ожидали обновления больше других ремейков Disney. Изменения заметны уже по синопсису. Количество персонажей значительно возросло, акценты сместились с животных на людей, а повествование обросло актуальными социальными проблемами. От мультфильма остались лишь несколько сцен и парочка персонажей. Новый «Дамбо» получился совсем иной историей, приумножившей обаяние первоисточника (детская книжка сказок Хелен Аберсон не в счет). Вот только сделать это было не так сложно, оригинальный мультфильм плохо перенес время. Намного тяжелее превратить очередной ремейк в особенное кино, которое можно поставить в один ряд с другими культовыми проектами Бёртона или студии Disney. Этого не вышло и в этот раз.
Новая версия слишком вольно обходится с наследием и идеями оригинала. Классическая история о принятии своих недостатков, которые оборачиваются плюсами, обобщаются до простого «верь в себя» и укладывается в первые 20 минут. Слон взлетает уже в самом начале фильма и дальше перед зрителем предстает абсолютно иная рефлексия. Буднично пробегая проблемы защиты животных, войны, семьи и неожиданного феминизма, Бёртон упирается в довольно банальные размышления о плохих корпорациях. Злодей – глава самого большого парка развлечений, думает лишь о деньгах и величии, постоянно расширяя свою империю. Для этого он пытается заполучить любые источники прибыли, способные привлечь посетителей. Именно таким выглядит Дамбо – летающий слоненок, о котором пишут во всех газетах и постоянно напоминают рекламные постеры.
Экранное противопоставление условных добра и зла сделаны излишне примитивно. Кочующий цирк братьев Медичи почти всегда расположен на природе и утопает в ярких красках в противовес огромному городскому парку развлечений, который выделяется своей блеклостью. Лишь внутри, под куполом, последний способен ожить и подарить людям красочные представления и незабываемые эмоции. Дальше разнообразия не прибавится и придется наблюдать за очередным блеклым злодеем, не способным держать эмоции под контролем, проявляющим себя посредственным управленцем и столь же невыразительную команду добра, постепенно прозревающую истинную правду. Особенно странно это выглядит в контексте студии, создавшей фильм. Со стороны местный злодей постоянно напоминает о корпорации Disney и ее подходу к ведению бизнеса, стоит лишь освежить недавние события, связанные с покупкой Fox. В какой-то момент начинаешь сомневаться в увиденном, ведь боссы студии вряд ли могли проглядеть такой выпад на самих себя или так выглядит ирония?
Эти проблемы вытекают из очень слабого сценария. Персонажи страдают от примитивных характеров, большинство из них так и не получит развития выполняя единственную экранную функцию. Забыли и о мотивации, хоть как-то объясняющей местное поведение. Все действие – это нескончаемые клише детских фильмов, состоящие из череды непоследовательных и мало связанных между собой поступков. На этом фоне абсолютно теряется отличный актерский состав. Колин Фаррелл, Майкл Китон и Ева Грин – умеренно хороши, ведь им просто нечего играть. Смогла выделиться лишь Нико Паркер, исполняющая роль дочки главного героя. Она вышла излишне пугающей из-за своего стеклянного взгляда и безэмоционального выражения лица. Немного спасает лишь обаятельный Дэнни ДеВито и милый компьютерный слон, которых обделили экранным временем.
Не способен оживить это и Тим Бёртон. Здесь нет его фирменного безумия и мрачного стиля, хотя цирк как нельзя лучше подходит для визуализации таких фантазий. Излишний натурализм тоже не идет в плюс детскому фэнтези. Остается загадкой для чего студия пригласила столь именитого автора-визионера. «Дамбо» мог снять любой режиссер-ремесленник, создающий фильм по заветам студии, снизив своей фигурой ожидания фанатов. В итоге ремейк ощущается именно тем, с чем борются его герои, очередной корпоративной поделкой.
Хотя по итогу назвать «Дамбо» плохим сложно. Все недочеты скорее обычное нытье фанатов, ожидающих большего, стоило им увидеть фамилию Бёртона на постере. К сожалению, новый фильм скорее подтверждает плохую тенденцию последних картин режиссера, которым недостает былого авторского шарма. Но если забыть фамилию Бёртона, «Дамбо» – это хорошее детское фэнтези, идеально подходящее для семейного просмотра. Здесь полно наивности, трогательности и милого юмора, пускай здешнему приключению вряд ли получится по-настоящему вас увлечь. Во многом это один из самых удачных ремейков Disney, жаль лишь на фоне своих конкурентов.