Фигура Рудольфа Нуреева захватывает умы и экраны. Совсем недавно балет «Нуреев» режиссера Кирилла Серебренникова выиграл «Золотую маску» за «Лучший спектакль в балете», чуть раньше, ограниченным прокатом, вышел документальный фильм «Нуреев: Его сцена – весь мир» и вот новая, в этот раз художественная, попытка оживить знаменитую биографию. За картину взялся актер и режиссер Рэйф Файнс («Список Шиндлера», «Гарри Поттер»), для которого это уже третья самостоятельная работа. Выбор истории о русском актере балета не случаен, Файнс давно известен своей любовью к нашей стране и неплохо говорит по-русски, что он и подтвердил собственной ролью в картине.
Фильм собирает воедино разные этапы жизни Нуреева. Основной акцент сделан на гастролях Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова в Париже, где зрителя и будет ожидать драматическая развязка, но это лишь основной скелет истории. Файнс покажет и тяжелое детство Нуреева, которое определит дальнейший творческий путь, и жизнь в Ленинграде, где он учился в хореографическом училище. В итоге получился вольный, но невероятно притягательный художественный образ.
Несмотря на нелинейное повествование, фильм все равно держится в довольно линейной сюжетной колее. Прошлое и настоящее постоянно дополняют друг друга, не давая зрителю запутаться, планомерно формируя портрет Нуреева, жизнь которого становится лишь удобным средством. В первую очередь «Нуреев» кино о свободе внутренней и внешней, обретаемой лишь в своем призвании и творчестве. Ключевым для понимания характеров и мотиваций, становится не только балет, а все искусство. Перед глазами зрителя будут мелькать скульптуры и картины, представленные в Лувре и Эрмитаже, связывая тонкой нитью творчество, самовыражение и истории, которые транслируют их авторы. Нуреев аккумулирует искусство, рождая свою внутреннюю философию, и создает из этих эмоций нечто новое и чувственное, покоряя сцену не техникой, а страстью. Это соседствует с упорством и эгоизмом, как главными спутниками на пути актера балета, кажется готового сражаться с любыми оградами и системами на пути к своей цели.
Странным выглядит лишь тема гомосексуализма, спрятанная под ковер. В сюжете присутствуют две любовные женские линии с Нуреевым и обе выглядят неубедительно. Возможно, дело в первоисточнике (сценарий основан на книге Джулии Кавана «Рудольф Нуреев: Биография»). Две неловкие попытки вскользь обозначить любовный интерес к мужчинам слишком малозаметны. С другой стороны, Файнс не сделал ставку на банальные приемы, рассказывая о свободе и притеснении, концентрируясь на творчестве. Тогда стоило просто избавиться от любовных линий, окончательно замкнув все акценты на балете.
Главное, чего лишена картина – размашистой Советской клюквы. Режиссеру удалось избежать большинства клише и показать Советский Союз не злым левиафаном, пожирающим безгрешных на завтрак, обед и ужин. Приятного осталось, конечно, мало, но практически весь политический контекст выведен из сюжета. Государство здесь лишь система, не дающая дышать человеку, который хотел увидеть всю полноту мира и не мог смириться с рамками. Остался лишь людской страх системного человека, постоянно оглядывающегося и боящегося идти на контакт с новым, думая о последствиях и разрешениях. Именно на этом и построен финал. Кульминация достигает невероятного накала. Даже зная развязку, от происходящего невозможно оторваться и перестать переживать за судьбу Нуреева и его окружения, испытывая настоящую бурю эмоций.
С актерами менее однозначная ситуация. Файнс пошел на осознанный компромисс. Олег Ивенк действительно превосходный актер балета и танцы одни из самых запоминающихся эпизодов в картине, но как профессиональный актер вызывает вопросы. Создается ощущение, что он просто произносит заученные реплики в ожидании нового хореографического номера, хотя это сложно назвать просчетом. Нужно понимать, «Нуреев. Белый ворон» картина о красоте и свободе в танце, на которые и была сделана ставка. Остальной звездный набор актеров, в том числе и русских, заслуживает лишь возгласов похвалы. Даже Рэйф Файнс, играющий роль хореографа Нуреева и говорящий только на русском языке, вписывается в советскую действительность.
«Нуреев. Белый ворон» это довольно факультативный байопик, похожий на сюжет из цикла ЖЗЛ. Все сделано крепко и хорошо, каждая часть истории выполнена в узнаваемой стилистике, подчеркивающей свое время. Герои имеют свою правду, которую никто не пытается осуждать. У Файнса нет правых и виноватых, просто иногда взгляды людей или систем могут не совпадать. В подобном пересечении и вспыхивает конфликт. Нуреев нашел свою личную не географическую или политическую свободу. Смена Советского союза на Францию становятся лишь следствием выбора. Первостепенным все равно остается творчество, которое сильнее любых ограничений, и об этом нужно постоянно напоминать.