Примерный семьянин и христианин Александр Герен живет в Лионе тихой и спокойной жизнью. Ее переворачивает случайность, благодаря которой он узнает, что священник-педофил Бернард Прейна вновь работает с детьми в местной церкви. Когда-то давно, в скаутском церковном лагере, пастор растлил его. Священник так и не понес наказания, но сейчас Александр готов любой ценой добиться справедливости. Пройдя все церковные инстанции и даже встретившись лицом к лицу со своей травмой, у него не получается найти справедливость и успокоение. Эти действия вскрывают ужасное безразличие церкви, пытающейся замолчать не только проблему, но и ее масштабы. За долгие годы количество пострадавших детей превысило семь десятков. Александр находит активную поддержку в лице таких же пострадавших – Франсуа и Жиля. Каждый из них по-разному пережил или заглушил детскую травму. Они объединяются, чтобы найти других жертв неготовых замалчивать ужасное и добиться справедливости. Для этого им заново придется пережить эти события и поднять общественный резонанс во всей Франции, не позволяя виновным вновь избежать ответственности.
«По воле божьей» картина не типичная не только для Франсуа Озона, но и для всего кинематографа. Вспомните как много вы знаете примеров, когда экранная история происходила здесь и сейчас, буквально продолжаясь после выхода из темного зала? Изначально режиссер планировал снять документальную картину, но от идеи довольно быстро отказались, в пользу художественного осмысления истории. Несмотря на события и постоянные консультации с участниками событий, единственные имена, оставшиеся без изменений это Франсуа Прейна, священник–педофил и кардинал Барбарен, покрывавший и всячески пытавшийся замолчать содеянное.
Социальное в картине намного интереснее художественного. «По воле божьей» выиграл «Гран-при жюри» (фактический второе место) Берлинского кинофестиваля. Сами события далеки от завершения и обозримых итогов. Совсем недавно, в марте, состоялось судебное разбирательство по делу кардинала Барбарена, получившего полгода условно и подавшего апелляцию. Процесс над главным фигурантом священником Бернардом Прейна еще впереди. Он всячески пытался отложить выход картины в прокат. Экранный художественный образ выставляет священника в исключительно негативном свете, тем самым влияя на общественное восприятие судебного разбирательства. Жалобу не удовлетворили. Картина вышла в широкий прокат, став лидером французского кинопроката.
Для волнения Прейна действительно имелись обоснованные причины. Франсу Озон мастерски манипулирует зрителем, показывая эмоциональную эссенцию, с которой невозможно не согласиться. Педофилия это ужасно, а власть, позволяющая осуществлению и не останавливающая ее – еще ужаснее. Зная общий контур истории, без глубокого погружения в контекст у зрителя может отложиться лишь ужас и страх содеянного священником. Он безусловный монстр, у которого нет права на искупление. Это закрепляется благодаря яркой иллюстрации разных судеб трех главных героев. Их взгляд не может быть иным, также оставаясь отголоском летнего лагеря и детской травмы, от которой невозможно убежать. Не меньшим злодеем выглядит и сам церковный институт, особенно после слов кардинала Барбарена на пресс-конференции, имевшего неосторожность произнести: «Слава богу, что срок давности преступления давно истек».
Сторона обвинения тоже показана немного однобоко. Бесконечные разговоры о противостоящей героям церковной машине, способной оказывать давления, и широком общественном резонансе, который может повлиять на их жизни, остается лишь словами. Весь дискомфорт персонажей связан только с всплывающим прошлым и бюрократией. Все остальное стоит из поддержки близких, телевидения и общества, помогающим героям, не побоявшимся открыть тяжелую правду, в их неравной борьбе. Видимо на их судьбу и так выпало достаточно трудностей, теперь главной из них станет лишь бесконечные ожидания на пути к справедливости. Сами же сюжеты полны боли и трагизма прошлого, к которым сложно остаться безучастным, переживая ужас прошлого вместе с его жертвами.
Но можно ли столь однозначно трактовать события, которые случились даже не вчера, а продолжаются сегодня? Может ли быть лишь одна правда у всех участников процесса? Этично ли делать выводы и выносить столь убедительные приговоры, пускай и в художественной форме? Безусловная эмоциональность и спешка в создании картины оставляет за скобками не попытку объективности, она здесь вряд ли возможна, а хотя бы лазейку иных интерпретаций. На данный момент никто не знает, чем закончится судебный процесс. Что делать священнику в случае его оправдательного приговора? Каковы были причины и мотивы кардинала покрывать преступника? Своей картиной Франсуа Озон оказал сильное социальное давление в восприятии этой истории и ее фигурантов, которое уже вряд ли возможно изменить, фактически заклеймив участников. Этическая сторона конфликта давно выведена за скобки, отставляя оценки толпе, всегда жаждущей крови.
Все это не преуменьшает художественных достоинств картины. Актеры играют великолепно, у всех свои роли и взгляды, формирующие персонажей. Тема собственной веры, на которую спустя десятилетия жертвы смотрят по-разному, проходит важнейшим лейтмотивом истории. За кадром осталось насилие, ограничивающееся лишь редкими вставками из католического лагеря, но оставляет весь ужас самому зрителю, который слышит его в пересказах на судебных допросах, в интервью телеканалам и в большом количестве писем, которые герои отправляют в церковные инстанции, надеясь быть услышанными. Все это украшает невероятно гипнотизирующий саундтрек, который хочется слушать отдельно от картины.
После просмотра сложно сразу не встать на сторону Озона. «По воле божьей» очень похож на первую реакцию только что увиденной несправедливости. Проблема в том, что реакция эта слишком эмоциональна и довольно радикальна – преподносит возможную правду, как непреложную истину. Намного сложнее увидеть это за большим слоем авторского восприятия проблемы. Это кино, о котором нужно размышлять, как только уляжется эмоциональный всплеск, попытаться разобраться в самой форме высказывания. Здесь ни в коем случае нет призыва оправдывать педофилов, к тому же прикрывающихся богом. Все упирается лишь в форму и этику масштабного социального высказывания, которое действительно может оказать сильное давление на дальнейшее развитие этой истории. Во многом «По воле божьей» фильм первопроходец, не отворачивающийся от страшных проблем. Это одна из важнейших картин последних лет и точно одно из главных событий этого киносезона, а большое количество спорных вопросов лишь показывает необходимость подобных разговоров часто замалчиваемых в общественном пространстве.
К слову, судьба фильма в России тоже претерпевала изменения. Прокатчику A-One Films пришлось на целую неделю сдвинуть дату премьеры, чтобы успеть заменить копию картины, в которую добавили новый титр об итогах судебного процесса, еще больше связывая каждого зрителя с художественными образами и реальной историей, развязку которой нам только предстоит узнать.
P.s. По «рекомендации» Министерства культуры прокатчику посоветовали перенести премьеру фильма на 29 число после православной пасхи, без официального объяснения причин, сделав это в день премьеры. За «рекомендацией» следовало не подписание прокатного удостоверения в нужную дату и насильственный перенос даты релиза. Хотелось бы верить, что она все-таки выйдет в отечественный прокат, а такое отношение лишь поспособствует привлечению еще большего внимания к важной картине, оставив всех ее противников ни с чем.