Внимание: фильм будет доступен в прокате всего 4 дня – с 9 по 12 мая.
Новая картина Алексея Федорченко («Овсянки», «Ангелы революции») уникальный проект. Премьера «Войны Анны» состоялась почти полтора года назад, в январе 2018 года на международном Роттердамском кинофестивале. Это стало только началом долгого пути. Картина была показана в рамках 30 различных международных кинофестивалей. Дальше можно лишь перечислять победы. «Война Анны» лауреат:
— кинопремии «Золотой Орел» (Лучший фильм, Лучшая режиссура);
— национальной кинематографической премии «Ника» (Лучший фильм, Лучшая актриса);
— премии кинокритиков «Белый Слон» (Лучший фильм, Лучшая операторская работа (Алишер Хамидходжаев), Лучшая женская роль);
— Сахалинского международного кинофестиваля «Край света» (Приз за лучшую режиссуру);
— Фестиваля нового российского кино «Горький fest» (Гран-при);
— Международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого» (Приз Марте Козловой);
— жюри ОКР «Кинотавр», наградившего Марту Козлову специальным диплом и др.
Столь внушительный список не помогал картине приблизиться к простому зрителю, оставаясь лишь отзвуками дифирамбов кинокритиков и счастливчиков, попавших на редкие фестивальные показы. Фильм вообще не планировали выпускать в прокат, но под влиянием зрителей и благодаря усилиям Первого канала, ИД «Коммерсантъ» и Sony Pictures «Война Анны» все-таки доберется до больших экранов. Увидеть ее можно лишь в праздничные выходные с 9 по 12 мая.Часть собранных денег будет перечислена в благотворительный фонд «Русфонд» в помощь тяжелобольным детям, превращая эти показы в нечто большее, чем простой поход в кино. От себя хочется поблагодарить всех причастных, кто помог случиться этому событию, пускай и на 4 дня.
Фильм рассказывает историю еврейской девочки Анны, которая потеряла всю семью на оккупированной немцами территории в 1941 году. Ее находят дед и бабка, живущие в ближайшей деревне. Они приводят девочку в порядок, но опасаются последствий сокрытия еврейки в своем доме и пытаются ее сдать фашистам. Сбежав, Анна прячется в большом камине местной школы, постепенно превращающейся в немецкую комендатуру. Она пытается выжить и дождаться освобождения деревни от захватчиков.
Война глазами ребенка это всегда страшно, тем более, когда главной героине всего 6 лет. К происходящему на экране невозможно оставаться равнодушным, а от ужаса и сковывающего страха хочется закрывать глаза и уши. Сюжет, как таковой, здесь отсутствует и представляет из себя набор мелких эпизодов выживания. Вот героиня пытается поймать капли дождя, стекающие по печной трубе, дальше ловит голубя и через секунду, с наступлением ночи, жадно, в пару глотков, выпивает мутную воду, в которой еще днем подростки промывали свои кисточки. Авторами сценария выступили сам режиссер Алексей Федорченко и Наталья Мещанинова («Аритмия», «Сердце мира»), которым удалось совместить судьбу, полную отчаяния, и тягу к жизни, создав компактную (продолжительность картины составляет всего 75 минут) и пронзительную историю. Придать ей жизни помогает излишняя натуралистичность, усиливающая осязаемость ужаса. Оператор Алишер Хамидходжаев («Аритмия», «Звезда») стирает грань между художественным и реальным, превращая экран в глаза меленькой девочки. Камера постоянно преследует Анну, картина изобилует крупными планами, пытающимися заглянуть внутрь хрупкого детского сосуда.
В фильме отсутствуют диалоги и лишь изредка слышны обрывки разговоров на украинском, русском и немецком языках по ту сторону камина. Анна также хранит молчание. Лишь однажды она обратится к единственному союзнику, мурчащему коту, произнеся одно слово на иврите. Остальное время будет наполнено ее всхлипываниями и рыданиями, которые не заслужил ни один живой человек. Даже фортепьяно преступно сохранит молчание, играя лишь в воображении Анны, нажимающей на утратившие звук клавиши. Фантазия становится еще одним ключом к спасению и позволяет сохранить рассудок, превращая подручные вещи в куклы и предметы каминного интерьера.
Одновременно с этим Анна сама выглядит сказочной героиней, своеобразной Алисой, запертой в ужасающем зазеркалье. Проделав дыру в печной кладке, девочка обнаруживает зеркало, отделяющее ее от реальности и позволяющее через него заглянуть в подлинный мир. Только с наступлением ночи она отправляется на поиски пропитания, блуждая по запутанным лабиринтам школы, где за каждой дверью прячется неизведанное, а окружение часто оказывается иллюзией. Например, муляжи яблок, обманывающих девочку своей притягательной спелостью, но приносящие лишь разочарование и неприятный вкус парафина во рту. Дальше познавая окружающее пространство, Анна будет медленно взрослеть, превращаясь в настоящего охотника, мастерящего себе шубу из волка. За излишней натуралистичностью скрывается огромное количество образности и художественности. Своеобразные кроличьи норы, скрывающие в себе страшные кошмары, от которых хочется моментально проснуться, ведь найти в них можно лишь боль и одиночество.
Несомненной удачей стала Марта Козлова, найденная режиссером на Facebook. Она выглядит как настоящий призрак и сбивает с ног уверенной актёрской игрой. Марте невозможно сопротивляться и остается только восхищаться созданным образом, особенно после трогательных интервью. Рассказывая о самых сложных сценах, она выделяет эпизод с растопленным камином и помидором, который она не любит. Овощ пришлось накачать сахарным сиропом, чтобы Марта согласилась его откусить. Это ее малая жертва, но посмотрев фильм, вы удивитесь сколь многое на съемках девочка перенесла с большей легкостью.
«Война Анны» это кино о личном сражении и выигранной битве со смертью, постоянно пытающейся найти тропинку к юной судьбе, которая с каждой секундой становится взрослее. С другой стороны, это непривычная русскому зрителю история об ужасах Холокоста. Сама война вынесена за скобки сюжета, оставаясь злыми собаками, патрулирующими территорию и не дающими покинуть здание комендатуры. У самой истории есть реальный прототип. Правда прятавшейся в камине девочке было 12 лет. Важно, что она выжила и смогла рассказать свою трагедию. Это дает надежду и Анне, в истории которой зритель увидит открытый финал. Но воспринимать картину, как основанную на реальных событиях не стоит. Авторы нигде не используют этой призывной надписи. Возможно, реальность была еще страшнее.
Билеты уже в продаже.