1988 год. Советские войска готовятся к началу вывода войск с территории Афганистана. Наиболее безопасный проход возможен лишь через перевал Саланг, контролируемый моджахедами. Офицеры разведки пытаются выйти на контакт с афганским командованием и достигнуть перемирия. Все усложняет летчик, совсем недавно попавший в плен к врагу. Он сын генерал-лейтенанта Васильева, вынужденного согласиться на любые условия, чтобы спасти своего ребенка и подконтрольную ему 108-ю мотострелковую дивизию. Это лишь начало шпионских интриг и борьбы за собственные интересы большой группы участников Афганского конфликта. В самом центре этих событий оказываются простые солдаты разведроты, которые отсчитывают дни до дембеля и пытаются выжить в свои последние недели перед отправкой домой.
С самого начала фильм Павла Лунгина преследовали трудности. Первой стал перенос даты релиза на полгода вперед, дальше – отмена премьеры на ММКФ (Московский Международный кинофестиваль), а завершил очередной перенос даты проката с 9 на 10 мая. Все это сопровождалось открытым столкновением с чиновниками, которым «Братство» виделся очерняющим память советских солдат. Казалось, что закрытый показ для ветеранов Афганской войны сможет поставить точку в этом вопросе, но он лишь усугубил ситуацию. На картину опять посыпались обвинения в клевете, русофобии, личных оскорблениях и невозможности показывать столь сомнительное кино в День Великой победы, а может и вообще в России. Свое слово вставил не только Мединский, но и Михалков, окрестивший ее средним фильмом, сотканным из клише. Лунгин же называл такой подход неприемлемым и пропагандистским желанием скрыть правду.
Подобный скомканный пересказ очередного скандала рисовал «Братство» глотком свежего воздуха, начинающим серьезный разговор на, кажется, табуированные сейчас в русском искусстве темы. На деле все оказалось несколько проще. Это конечно не лощеная «9 рота» Бондарчука, но и до ужасов войны «Чистилища» Невзорова картине очень далеко. «Братство» выглядит фильмом компромиссом. Здесь нет агрессивной антигосударственной пропаганды, но есть попытка сделать качественное антивоенное кино, без чернухи.
Проще всего описать «Братсво» как фильм о людях, которые просто устали от войны и не хотят видеть новые трупы по обе стороны. Сражаются здесь не за страну, которой вот-вот придет конец, а за себя и друзей. Даже формальные приступы местного героизма только подтверждают это правило. Победоносной войны так и не случилось, о чем и рассуждает один из солдат, отдавая должное Афганскому конфликту, ставшему одной из ключевых причин распада Советского Союза. Сами герои далеки от идеальных рыцарских образов. Им непонятны причины этой войны, а их роль ограничивается лишь приказами вышестоящего руководства. Каждый пытается найти новые смыслы этой безумной поездки. Идеалы легко заменяют меркантильные порывы. Кото-то хочет привезти трофейный нож убитого моджахеда, другой – новый кассетный проигрыватель, а если сильно повезет, то и видеомагнитофон Panasonic, хотя самым ценным все равно остаются деньги. Главное не получить от сослуживцев за вожделенный блок сигарет Marlboro или не сесть в тюрьму из-за сомнительных сделок. Простить можно все, кроме предательства своих, это правило работает по обе стороны баррикад. Начальству также с трудом получается играть роль морального ориентира из-за захлестывающих эмоций, ведущих к импульсивным и непростительным ошибкам. Формально лишь два разведчика КГБ, окончательно уставшие за годы войны от местного беспредела, не сбили свой нравственный компас и готовы пойти на все для предотвращение новых смертей с обеих сторон.
Назвать подобные размышления откровениями сложно, как и считать фильм едким комментарием. Единственной колкостью становятся лишь образ моджахедов, которых после просмотра не хочется называть таковыми. Они не выглядят злом во плоти, просто отстаивая личные интересы в местном конфликте. Подобный акцент на человеческом лице врага добавляет картине глубины. В итоге «Братство» пытается быть правильным антивоенным кино, показывающим что подобное не допустимо, но оставляет настоящий ужас за скобками. Видимо титр «основано на реальных событиях» призван придать сюжету дополнительный окрас. Это оставляет легкое ощущение недосказанности и осторожности в подходе, но не в коем случае не портит фильм. Просто скандал завысил планку ожидания и рисовал более радикальную картину. Не хочется создавать конспирологические теории, но после просмотра не становится понятнее, чем именно оказались возмущены чиновники, или русскому кинематографу просто пора готовиться к худшему?
Оставляя в стороне все домыслы, «Братство» хочется бесконечно нахваливать за качественный подход к работе. Здесь отличные боевые сцены, особенно продолжительный штурм кишлака. Лунгину удалось передать адреналин, напряжение и динамику, сохраняя при этом ощущение реалистичности. И так во всем, вплоть до сценария полного едкого черного юмора, сюжетных поворотов и интересных персонажей. Актеры отлично помогают работать созданной конструкции, как и оператор Игорь Гринякин, («Викинг», «Движение вверх») создавший ощущение документальности. Венчает это отличный саундтрек, состоящий из композиций «Гражданской обороны», дополняющий местный антураж. «Братство» в первую очередь очень интересно смотреть. Он не рассыпается как многие современные отечественные фильмы, страдающие от халтурного подхода к своей работе.
Возможно, под градом критики военных профессионалов, пристальной разбирающих по кирпичикам побочные фильмы, «Братство» не сможет сдержать своих позиций, рухнув под давлением недостоверности. Сидящему рядом со мной отцу, отдавшего не один десяток лет военной службе, так не показалось, хоть он и большой поклонник оголтело патриотических картин. В первую очередь «Братство» качественное русское кино, пусть и очень просто пытающееся говорить на важные и, кажется, забываемые в обществе темы ужасов и бессмысленности войны. За смелость хочется сказать Павлу Лунгину спасибо.