Под конец мая тема маньяков и сектантов переживает невероятный подъем. Сначала история Теда Банди в «Красивый, плохой, злой», затем сериал ТНТ-PREMIER «Секта», а через несколько дней, состоится премьера сразу двух картин: «Золотая перчатка» про Фрица Хонке, и «Так сказал Чарли», берущая в оборот фигуру покрупнее – Чарльза Мэнсона. Последний формально не является убийцей, но его образ давно вобрал самые яркие черты о маньяках, сформировавшие в массовой культуре, объединив обе темы в своей биографии.
Концепция выглядит интересно. Карлин Фейт, психолог и учитель, проводящая групповые занятия в тюрьме. Ее просят помочь с новыми заключенными, которым не могут определить окончательную форму отбытия наказания. Ими оказываются три девушки из коммуны «Семья», возглавляемой Чарльзом Мэнсоном. Групповые занятия помогают избавиться от зомбирования лидера культа. Постоянно окунаясь в воспоминания о тех далеких днях, девушки отрекаются от идей Мэнсона, но открывают страшную правду об устроенной ими резне в августе 1969 года.
Единственное интересное в картине – измененный ракурс, уводящий от фигуры Мэнсона и фокусирующийся на его последователях, переживающих содеянное. Путь одной из таких мы проследим с самого начала. Лесли Ван Хаутен, в исполнении Ханны Мюррэй («Игра престолов», «Молокососы»), случайно оказывается в коммуне, но моментально попадает под обаяние идей принятия себя и ощущения тотальной свободы.
Весь фильм состоит из эпизодов прошлого и настоящего, в котором юные девушки, заново открывают простые социальные понятия и учатся терпимости. Например, вновь понимают истинное значение слова «семья» и переосмысливают отношение к афроамериканцам. Это сопряжено с принятием ужаса своих действий. В первую очередь «Так сказал Чарли» кино о наказании, которое страшнее тюремной клетки и находится в нас голове. Мэнсон здесь скорее отражение в своих последователях, четче материализуясь на экране в лужах крови и словах. «Чарли сказал» – фраза, которую девушки постоянно повторяют, транслируя свои мысли. Именно она становится идентификатором подлинного освобождения.
«Так сказал Чарли» довольно точно иллюстрирует душевные травмы, попавшие не в те руки. Мэнсон – пророк для слабых, использующий примитивную философию, идеально подходящую для людей, ищущих простые смыслы. Принятие недостатков внешности, полная раскрепощенность, желание быть услышанным и любимым. Извращенный путь к открытию нового себя, который завершает наркотический и сексуальный экстаз. Дальше большое количество отсылок к идеям Священного Писания, кадров с тайной вечерей и пастырем, явно вдохновляющимся образом Иисуса. На деле это оказывается лишь очередным набором шаблонных идей.
Одним из главных минусов фильма стал сам Мэнсон. Он похож на типичного лидера культа без каких-либо уникальных черт. Обаятельный, неуравновешенный, своевольный и пугающий. Его переходы от идеального «папочки» до злостного тирана, создавшего иллюзию свободы воли и выбора, не способны вызвать эмоций. То, что правильный ответ может лишь совпадать с его взглядом, заметно невооруженным взглядом и на экране похоже на плохо сыгранную пьесу. Создатели не смогли привнести ничего нового не просто в образ Мэнсона, а лидера секты, создав слишком примитивную фигуру, лишенную собственного лица.
Фильм не смог справиться и с иллюстрацией эпохи конца 60-х, когда зародились хиппи и в моду входили эксперименты с изменением сознания. Формально это получает воплощение на экране, но больше похоже на констатацию факта «а еще было вот так». Организация «Семьи» останется лишь редкими домиками в глуши, воплощая на экране общие положения, лишенные самобытности. Без знания контекста разобраться в реальных прототипах второго плана не выйдет. Даже самая известная из них, актриса и жена режиссера Романа Полански, Шэрон Тейт, остается милашкой, открывающей дверь и просящей не убивать ее ребенка. Все это похоже даже не на статью из википедии, а на школьный доклад в начале урока, на который выделили 10 минут.
«Так сказал Чарли» проще описать как ужасную тоску. Наверное, это самое ужасное определение для фигуры Чарльза Мэнсона и его последователей. Фильму не хватает авторского лица и желания погрузиться в сердце кровавой резни на голливудских холмах. Выглядит это довольно иронично, ведь на постерах и в трейлерах нам постоянно напоминают, что режиссер картины Мэри Хэррон. Когда-то именно она подарила одного из самых запоминающихся экранных маньяков – Патрика Бейтмана из «Американского психопата», снятого по одноименной книге Брета Истона Эллиса. Историю Мэнсона исправит новый фильм Тарантино «Однажды в… Голливуде», выходящий в начале августа. Он тоже затрагивает жизнь коммуны «Семья» и, судя по первым отзывам из Канн, там все получилось.