Германия. Гамбург. 70-е. Фриц Хонка, алкоголик-неудачник, работающий уборщиком, и завсегдатай местного маргинального бара «Золотая перчатка». Даже в столь злачном месте ему не удается слиться с окружением из-за своей внешности. Все, что хочется Хонке – это телесной любви, но местные проститутки на пенсии презрительно смеются над предложением угостить их выпивкой. Лишь совсем отчаявшиеся женщины, ищущие ночлег и бесплатного алкоголя, соглашаются уйти из бара вместе с ним. Желание близости и любви оборачиваются для Хонке ужасом, который пробуждает его животную натуру, не готовую терпеть издевки. Дальше остается лишь прятать по стенным полостям расчлененные остатки вечерних гостей.
После премьеры в рамках Берлинского кинофестиваля на «Золотую перчатку» обрушилась гневная критика. Фильм ругали за излишнюю натуралистичность, обилие сцен, вызывающих отвращение и презрительное отношение к женщинам. Зрители покидали зал, не в состоянии досмотреть его до конца. Подобный эмоциональный всплеск рисовал невероятную картину, в тени которой недавний «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера, казался типовой мелодрамой, романтизирующей экранной насилие. «Золотая перчатка» Фатиха Акина («Солино», «На пределе») должна была удивлять бескомпромиссным отношением к показу жестокости, приглашая к просмотру самых стойких и смелых. Жаль, итог оказался не столь радикальным, вызывая вопрос, кто ходил на берлинские показы?
Безусловно в картине много визуально неприятных образов. Чего только стоит загримированный актер Йонас Дасслер, исполнивший роль Фрица Хонке, или откровенность, с которой показаны старые, полные и обнаженные женщины. Камера постоянно выискивает их дискомфортные крупные планы, готовые посоревноваться с образом гамбургского маньяка. Дальше редкие фрагменты трущоб, ужасающая квартира героя и чуть менее отвратительный кабак «Золотая перчатка», переполненный специфическими персонажами. Жестокость останется редкими звуками пилы дробящей кости и сценами гнева Хонке, не часто попадая в кадр. Самым ярким можно назвать настоящих опарышей, заглянувших на семейный обед. Приятного во всем этом мало, но и излишне мерзкого отыскать не получиться. Это натуралистичное кино про маньяка без явных провокаций на экране.
В основу сюжета легла одноименная книга Хайнца Штрунка, которая вдохновила режиссера. Оказалось, в детстве Фатих Акин жил в том самом квартале, а его отец скорее всего не раз встречался с Фрицом Хонка на улице. Заинтересовала режиссера и неоднозначность самой фигуры. Назвать Хонке маньяком довольно сложно, даже в суде лишь первое из преступлений было признано убийством, остальные квалифицированы как «нанесение увечий, приведших к смерти». Тем интереснее, что единственное убийство так и не будет показано в кадре. Акин дистанцируется от выводов о Хонке, лишь иллюстрируя события его биографии, углубляясь скорее в проблемы Западной Германии, страдающей от неопределенности, расизма и отсутствия перспектив для страны. Хотя, сравнивая фотографии реального и экранного героя (их можно будет увидеть в финальных титрах), видна намеренная демонизация образа убийцы. Теперь он сильно походит на Квазимодо, а в жизни Хонка вполне мог сойти за обычного работягу, не приковывая к себе взгляды общественного призрения. Вы бы скорее ужаснулись запахом перегара, чем внешностью, встретив его на улице.
У Фатиха Акина получилось излишне натуралистичное кино, в котором художественное глубоко увязло в повседневном. Все действие больше похоже на простую жизнь. Здесь нет поиска мотивов, просто так получилось. Расследование тоже никто не начнет, кому интересна судьба одиноких спивающихся женщин. Все время мы наблюдаем за обыденной жизнью Хонке, почти всегда заканчивающего свой день в баре. Такой подход к судьбе убийцы больше похож на нескончаемую иронию, которую, как и скучные, однотипные будни, прерывают едва слышные крики женщин. Из финальной версии было решено убрать сцену детского изнасилования Хонке, как объяснения его психологической травмы. Это ужасающая личная трагедия могла стать его подсознательным мотивом, превратиться в объяснение содеянного. Акин сознательно ушел в сторону, дав понять, что у подобного нет оправдания. Он простой человек, поддавшийся своей животной натуре и сделавший неправильный выбор. Хонку сложно сочувствовать, как и разглядеть в нем расчетливого монстра. Будничность и простота его жизни становится тем самым ужасом, от которого берет дрожь.
С таким подходом финал выглядит идеальной точкой. Судьбу Хонке решает простая случайность, человеческая оплошность, которую он сам и допустил. Так получилось и копаться в предпосылках бессмысленно, как и в реальности события просто случаются. Уже после, как и в картине Акина, можно отыскивать и наслаивать смыслы. Увидеть, что все началось с простой девушки, которую Хонке встретил на улице, влюбился и постоянно видел в фантазиях, возможно все дело в безразличной, агрессивной и расистской среде, частью которой он стал, а может все дело отсутствии надежд для тех самых девушек, которых общество давно вычеркнуло с карты жизни. К подобным выводам прийти не сложно, видя всю историю, но в этом будут лишь крупицы правды и натянутой логики. Без последнего человеку сложно, ведь тогда он остается во тьме неизвестности, где могут скрываться любые ужасы или чудеса. Именно там обитают такие как Фриц Хонка, совершающие свои зверства просто «потому что», со спокойной душой продолжая с утра вести привычную серую жизнь.