1970 год. В Одессу, погостить на несколько дней, прилетает московский журналист Борис вместе со своим сыном. Они планируют остановиться у родителей жены, которая задерживается в Москве из-за внезапной работы. Курортный город встречает гостей солнцем и накрытым столом, вокруг которого собирается большая еврейская семья. Первое время все здесь кажется беззаботным, моментально погружая в далекое детство, настоящий отдых перед крупными победами в столице, но гостеприимность Одессы длится недолго. Жизнь портового города замирает из-за эпидемии холеры и моментального закрытия на карантин. Несколько дней оборачиваются заточением в большой семье и небольшой жилплощади, где постепенно тайны, нескончаемые обиды и бесконечные обвинения превращают отдых в настоящую войну.
Новая картина одного из главных российских режиссеров Валерия Тодоровского («Страна глухих», «Стиляги», сериал «Оттепель») оказалась не столь универсальна как выглядит в описании. Даже чарующий для многих антураж Советского Союза, лишенный явной политической окраски и в первую очередь рассказывающий о жизни простых людей, не способен покорить всех. Сначала картина практически без промахов целится в возраст зрителя, срабатывающий как накопленный багаж воспоминаний о детстве и юности. Если вы остались не задеты романтикой прошлого (ее видно в трейлере), то придется сделать выбор, от которого зависит какой вам предстанет «Одесса». По одну сторону атмосфера и запоминающиеся персонажи, по другую – отсутствие сюжетной стройности и ответов на собственные вопросы. Находиться где-то между невозможно, поэтому попробуем рассмотреть оба взгляда и понять, кого в себя сможет влюбить «Одесса».
+
«Одесса» – это фильм ярких персонажей и атмосферы красочных воспоминаний.
С самых первых минут нас покоряет семейство Давыдовых. Леонид Ярмольник («Орел и решка», «Перекресток») и Ирина Розанова («Интердевочка»), исполняющие роль родителей, выглядят как настоящие старики с тяжелым багажом прошлого. Это заметно не только в блистательном гриме и слегка карикатурном одесском говоре, но и каждом движении полном медлительности и размеренности. На их фоне Ксения Раппопорт («Качели», «2 дня»), Евгения Брик («Географ глобус пропил») и даже Евгений Цыганов («Неадекватные люди», «Человек, который удивил всех») выглядят несколько блекло. Эту обыденность призван исправить букет различных характеров, позволяющих персонажам не затеряться на экране, даже без ярких актерских перфомансов. У каждого здесь своя драма, которая довольно быстро превращает общение в постоянное выяснение отношений. Сложно поверить, что это ненастоящая семья, члены которой слишком долго находятся рядом друг с другом.
Недалеко преображение советских взглядов со всеми сложностями и грезами о завтрашнем днем в отдельно взятом городе. В условиях карантина и близкой смерти можно жить только сейчас, ведь в подобных уравнениях будущее выглядит туманно. Теперь отдых для героев становится еще более беззаботным, меняя ощущение времени.
Каждый кадр здесь метко стреляет в ностальгию и превращает «Одессу» в ожившие воспоминания. Уже в самом начале, прогуливаясь с главой семейства по рынку, страшно сделать глубокий вздох и почувствовать эти запахи мяса с прилавков. Где-то неподалеку развлечения детей полные беззаботности и познавательности со взрывом бутылок, первой сигаретой, случайном журналом с раздетыми девушками, купанием в ближайшем лимане и развивающим волосы ветром в очередной поездке на мотоцикле. Экран кипит настоящей жизнью и одновременно ставит ее на паузу, позволяя насладиться этими минутами, уже кажется, далекого прошлого.
–
«Одесса» – это фильм упущенных возможностей.
Несмотря на воссозданную атмосферу курортного города, картине не хватает узнаваемых деталей. В фильме нет ни одного кадра реальной Одессы, что заметно по местным пролетам камеры полных общих планов природы. Узнаваемость создают лишь герои, без которых все окружение превратится в условность, а город будет легко спутать с любым другим советским курортом.
Следующей проблемой стал сценарий. Переизбыток сюжетных линий и личных страстей не дает четко сформулировать, о чем же нам пытается рассказать режиссер. Здесь: вопросы самоидентификации, сталкивающиеся с жизнью евреев в Советском Союзе, злой и добрый КГБ, поиски себя, первое соприкосновение со смертью и простое желание жить, пускай и поедая фаршмак. Каждая поднятая тема лишь формулирует острые вопросы, превращая действие в набор отличных диалогов-перепалок, лишенных художественного развития. Довольно быстро и они отходят на второй план, уступая экранное время герою Евгения Цыганова, влюбившемуся в 15-летнюю дочку соседа. Столь неожиданному превращению истории о советском быте в сюжет «Лолиты» сложно найти внятное объяснение и логичное место в жизни отдельно взятой семье Давыдовых.
Также обстоят дела и с холерой. Ужасающая опасность в самом начале истории из-за недостатка драматургии оказывается бесполезной для сюжета. Она больше похожа на ружье, выстрел которого отдаленно слышен лишь в начале, а все остальное время можно наслаждаться им как предметом интерьера, иногда всплывающим в кадре. На историческое осмысление событий надеяться точно не стоит.
«Одесса» – это отличный аттракцион оживших воспоминаний советского курорта, от которых сложно оторваться. Если для вас первостепенен сюжет и строгий драматизм, лучше пройти мимо. Здесь главное попытаться не задавать вопросов разбирая картину на отдельные элементы, чтобы моментально не испортить впечатление. В первую очередь стоит сосредоточиться на атмосфере и актерских работах, тогда перед вами предстанет очень личное кино, искупающее многие оплошности.