С 14 по 21 сентября в Санкт-Петербурге проходит 29-й фестиваль «Послание к человеку» давно ставший крупнейшим кинособытием города. Основными площадками выступают киноцентры: «Великан Парк», «Аврора», «Родина», «Ленфильм», «Лендок» и книжный магазин «Порядок слов». Зрителям представят 5 конкурсных программ документальных, игровых и анимационных фильмов, 7 специальных программ с российскими и петербургскими премьерами, а также множество выставок, мастер классов и конференций. Всего будет показано около 200 фильмов.
Это дневник кинофестиваля, с кратким рассказом о фильмах конкурсных и специальных программ.
Международный конкурс: Документальное кино
«СВЯЗАННЫЕ / CONNECTED»
Режиссер: Александра Мачейчик
Год: 2018
Страна: Польша
Короткий метр, рассказывающий о пожилой паре, приехавшей на горнолыжный курорт. Преображает эту, на первый взгляд, будничную историю частичная слепота мужчины и желание продолжать заниматься любимым отдыхом. Он не полностью утратил зрение и видит окружение в пелене. Его мир состоит из размытых силуэтов и голоса жены, ставшего главным жизненным ориентиром. Вместе они преодолевают трудности и благодаря поддержке друг друга вновь чувствуют себя полноценными.
«Связь» – очень трогательная история о силе духа и простых радостях доступных далеко не всем. Фильм пытается показать нам оба мира героев и установить между ними тонкую связь, помогающую не поддаваться отчаянию. В сюжете она получает буквальное воплощение в виде раций, встроенных в шлем, которые часто теряют подключение. Интересной подход, точно передающий хрупкость и теплоту отношений. Картина получилась очень естественной из-за простоты съемки, не теряющей в качестве. По итогу один из лучших коротких метров фестиваля, подкупающий наглядностью и глубиной образов своих героев.
Кино Cверхреальности.
«ИЗВИНИТЕ, МЫ ВАС НЕ ЗАСТАЛИ / SORRY WE MISSED YOU»
Режиссер: Кен Лоуч
Год: 2019
Страна: Великобритания / Франция / Бельгия
Новый сюжет автора британского социального реализма, участвовавший в основной Каннской программе 2019 года.
Картина рассказывает о простой семье, едва сводящей концы. Их мечта не только расплатиться с долгами и кредитами, но и наконец-то взять ипотеку на собственный дом. После кризиса 2008 года подобное остается лишь фантазией. Глава семьи Рикки потерял работу и долгие годы пытается найти стабильный доход, чтобы прокормить семью. Понимая, что так не может продолжаться вечно, он решает купить франшизу в компании по доставке товаров и наконец-то начать работать на себя.
Дальше, как практически всегда у Лоуча, герои сталкиваются с несправедливостями. Собственное дело оказывается иллюзией независимости. Все что получает герой лишь большую ответственность, огромные штрафы партнерского склада и 14-часовой рабочий день, лишающий героя общения с женой и детьми. Несмотря на постоянный заработок, семейное положение и не думает улучшаться. Звучат лишь нескончаемые обещания «потерпи полгода», «через год можно будет расширить франшизу» и «через два года сможем сделать первый взнос за ипотеку». Поводит и сама работа, поначалу приносящая значительно меньше денег, постоянно отодвигая планы. Жизнь превращается в ожидание будущего, лишая героев настоящего.
«Извините, мы вас не застали» кино о насущных проблемах, рассказанное простым языком. История универсальна и сможет легко найти зрительский отклик. Жаль, но в ней опять нет ничего нового, тем более если вы знакомы с творчеством Лоуча. Режиссер не дает ответов и возможных решений, лишь очерчивая проблемы маленького человека, которого государственная машина оставила беззащитным на растерзание системы. Как выкарабкаться из этой социальной ямы не знает никто, что и подчеркивает открытый финал, размывающий всю точность и буквальность жизни, показанной на экране. От подобного правда не застрахован никто, еще раз напоминая об иллюзии будущего, готового рухнуть в любую секунду и оставить нас ни с чем.
В прокат «Извините, мы вас не застали» выходит 31 октября.
«Я БЫЛА ДОМА, НО… / I WAS AT HOME, BUT…»
Режиссер: Ангела Шанелек
Год: 2019
Страна: Германия / Сербия
Серебряный Медведь за лучшую режиссерскую работу Берлинского кинофестиваля 2019.
Главный претендент на художественную экстраординарность, не поддающуюся объяснению. Философско-монтажный трактат, показывающий жизнь семьи, потерявших отца. Все переживают его кончину по-разному: сын пропадает из дома на целую неделю, младшая дочь отстраняется, а мать находится на грани нервного срывы.
Описать происходящее на экране сложно. Статичная картинка, отсутствие диалогов, дети, репетирующие «Гамлета», кажется бесконечный диалог о проблемах идентификации актера и реального человека, а также искусство, показанное через эмоции на лице смотрящего. Изображение и монтаж здесь возведены в абсолют и становятся главным изобразительным оружием Ангелы Шанелек. Эстетика формы, преобладающая над сюжетом, который сводится до отдельных, почти самостоятельных, эпизодов, рождая лишь ощущения. Кино, заставляющее всматриваться и смеющееся над словом темпорим, задавая собственный рваный тон повествования. Если вы фанат визуального искусства, попробуйте. Уже в первой истории собаки, зайца и осла, вам станет понятно, чего ожидать дальше.
Ожидать фильм в нашем прокате не стоит.