Билли – простая нью-йоркская жительница, с трудом сводящая концы. Постоянно меняя работу, ей не удается приблизиться к своей цели. Она мечтает поступить в престижный университет и стать популярной писательницей. Выделяют Билли китайские корни. Еще в детстве вместе с родителями она иммигрировали в США и теперь единственная связь с культурой – это звонки бабушке, оставшейся жить на родине. Неожиданная новость о ее болезни вынуждает Билли отложить все дела и отправиться в Китай. Вот только родственники не сильно хотят брать ее с собой, опасаясь, что она раскроет правду. Они считают, что бабушке не стоит знать о неизлечимой болезни, решая собраться в родном доме под предлогом липовой свадьбы.
Лучше всего картину характеризует приз зрительских симпатий американского кинофестиваля Sundance. «Прощание» – это очень трогательная картина о столкновении диаметрально противоположных культур. В основу фильма легла реальная ложь или точнее правдивая история из жизни режиссерки Лулу Ванг. Этот, казалось бы, уже обыденный факт заставляет внимательнее относиться к истории. Дело здесь не в подлинности событий, это, как почти и во всех фильмах без приставки «документальный», условность. Важной становится возможность окунуться в иное мышление не в очередном придуманном сюжете, а в своеобразной реконструкции. Зрителям будет созвучен именно взгляд Билли, позволяя глубже понять героиню и окружающие ее противоречия.
В Китае принято воспринимать свою семью в рамках личного микрокосмоса и если в нем все хорошо, то ровно в такой же гармонии будет находиться и вселенная. Эта деталь становится важнейшей в истории. Пытаясь сохранить тепло семейного очага, родственники готовы пожертвовать своим спокойствием. Американская и азиатская культура довольно быстро упираются в вопрос о чувстве вины. Одни – желают от него избавиться, другие – предпочитают уберечь от него своих близких, возложив бремя на собственные плечи. Непривычный взгляд на устройство мира не выглядит чуждым, призывая скорее к диалогу и размышлениям. Правильного и не правильного здесь нет. Местная истина больше похожа на бесформенный конструкт, меняющийся от выбранного взгляда и угла.
За скобки вынесены почти все социальные разногласия. Противостояние капитализма и социализма так и не случится, оставаясь лишь редкими кадрами для посвященных, способных разглядеть мелочи в перенаселенном и местами картонном Китае. Отсутствие подобных акцентов помогает уравнять всех персонажей и сконцентрироваться на культурных ценностях, приоткрывая дверцу в иное понимание окружающего мира. Не смотря на неожиданный масштаб свадьбы и жизнь в двух столь разных крупных странах, «Прощание» вышло очень камерным. Лулу Ванг пытается уделить внимание всем героям и их правде, превращая картину в большой семейный портрет. В какой-то момент повествование со своего альтер эго Билли полностью смещается на бабушку. Она полна энергии, простоты и заботы, которые становится ключом к объединению большой и очень разнообразной семьи.
Желательно найти версию с оригинальным звуком. Многое в картине построено на знание языка всех героев. Уровень китайского у всех членов семьи разный и простые лексические преграды в общении могут потерять свою остроту в дубляже. Хотя вряд ли это способно испортить картину, но точно может ее преобразить.
Прощаться всегда тяжело, тем более изображая праздник. Местная грусть преобразиться к концу, наполнившись теплыми воспоминаниями. С другой стороны картины позволит вам не только познакомиться с китайской культурой, но и увидеть себя со стороны. Сюжет ломает очевидные жизненные принципы, преображая их под други культурным багажом. Все здесь лежит на поверхности и не требует зрительского терпения или больших усилий. В первую очередь это история о семейной теплоте и любви, стирающих любые разногласия. Наверное, подобное и превращает картину в отличный антидепрессант от осенней промозглой погоды.