Премьера фильма «Верность» состоялась на Кинотавре, где он получил Специальный диплом жюри «За веру актеров в режиссера». Формулировка довольно расплывчатая, хоть и пытается отразить весь потенциал картины. Неожиданно его разглядели и дистрибьютеры, поверившие в успех проекта. Со слов продюсера «Верности» – Сергея Корнихина, они идут на очень рискованный шаг, выпуская фестивальный фильм столь широким прокатом, но команда верит, что сможет заинтересовать зрителя. На Молодежном кинорынке Cinemarket он также поделился деталями о продвижении фильма и трудностях, вызванных столь откровенной историей, на примере выбора трейлера и постера. Уже на стадии знакомства «Верность» выглядит интересным прецедентом и, видя энтузиазм создателей, кажется, что все должно получиться.
Обычная семья переживает кризис в отношениях, из которых давно пропал секс. Акушер-гинеколог Лена случайно замечает в телефоне мужа Сергея странные переписки и начинает предполагать страшное. Постепенно ее догадки об измене начинают крепнуть, особенно после встречи с его молодой партнершей по спектаклю. Ничего не подозревающий муж не видит семейных изменений, растущего напряжения и слежки, концентрируясь на театре, забирающем у него последние силы и нервы. Из-за растущего страха столкнуться с реальностью, в которой она не нужна мужу, Лена решает пойти на радикальный шаг и отправляется на поиски случайной интрижки. Проблемы семьи начинают нарастать, вынуждая супругов все-таки поговорить, но возможно с этого и стоило начать.
Хоть об этом никто и не говорил, из далека «Верность» выглядела не столько эротической драмой, сколько важным феминистким разговором в реалиях современной России. Последнего не случилось. Женщина в картине все еще остается со-зависимым персонажем, не представляющим жизни без мужчины. Именно страх потери и столкновение с одинокой реальностью приводит ее к дальнейшим глупостям. Сложно отрицать, что это лишь угол зрения, сознательно выбранный самой режиссеркой, но именно из него растут все проблемы фильма. Подобный подход к главной героине оставляет ощущение неестественности. Возможно, именно так и выглядит съедающий изнутри страх, порождающий месть, но от этого, мотивации на экране не становятся естественнее, как и диалоги, предшествующие главному тет-а-тет. Не все смогут разглядеть пресловутую правду, вызывая вполне резонные вопросы со-зависимых отношений, выстроенных в голове девушки, но не имеющих связи с ее жизнью. Мужчина продолжает оставаться эталонным героем, на которого можно ровняться. Все экранные действия сводятся не к решению проблем в отношениях, а к переосмыслению женской сексуальности, бесповоротно меняющей брак.
Здесь и появляется другая сторона картины, открывающая новые интерпретации. Главное, что пытается предложить «Верность» – откровенность, не свойственную в последние время для российского кино. Прямота становится тем самым скрепляющим фундаментом истории, оставляя в стороне вопросы о реальных семейных проблемах. Такая форма позволяет довольно открыто говорить о сексуальности, романтике и страсти, с точки зрения именно женщины. Обретение свободы и раскрепощения происходит именно в сексе, показанном во всех ярких деталях. Кажется, что на экране можно показать все, избегая любой табуированности и фальши, оставляя таковым лишь редкий запиканный мат. Это окончательно расставляет все на места, оставляя в стороне любые попытки отыскать современные феминистские взгляды и размышления о гендерных ролях. Для русского зрителя подобное станет несомненным плюсом, но вряд ли обернется тем самым необходимым голосом, позволяющим создать новый образ и показать женский взгляд. Пока позиции остаются неизменными, даже не смотря на главную роль Евгении Громовой, центром истории продолжают оставаться мужчины.
«Верность» сложно воспринимать однозначно. С одной стороны она действительно может оказаться отражением всем понятной реальности, с другой – картина очень далека от тенденций женских образов в мировом кино. Это сложно прикрыть лишь откровенностью и раскрепощением, рождая много вопросов к героине, так и не находящих ответа. Лучше всего эта разница заметна в сравнении с недавним «Портретом девушки в огне», после которого «Верность» ощущается странным послевкусием. К удивлению, картина перекликается с фильмом «Текст». В обоих проектах многие заостряют свое внимание на откровенных сценах секса и попытке показывать табуированное. Возможно, именно так, на подступах и рождается запрос о недостатке искренности, еще обретающей более четкие формулировки. По итогу у Нигины Сайфуллаевой действительно вышел неоднозначный и откровенный фильм, к которому сложно остаться равнодушным, и это кажется его главная характеристика.
В кинотеатрах с 31 октября.