30 убийств, жертвами которых преимущественно были женщины и дети. Их жестокость и разнообразие поразило всю Швецию. Долгое время единственным объединяющим все преступлениях была фигура Томаса Квика, сознавшегося в убийствах. Не смотря на признание, его смогли осудили лишь за 8 из них, но все равно превратили в самого известного маньяка скандинавии. Так продолжалось до 2008 года, пока знаменитому шведскому журналисту – Ханнесу Ростаму не попалась на глаза биография Квика. Он моментально заметил противоречия в расследовании и отсутствие улик, доказывающих вину Квика. Единственным поводом к обвинению служат лишь слова, вызывающие еще больше необъяснимых вопросов. Теперь целью Ростама становится поиск правды и желание рассказать об этом всей стране.
История основана на реальных событиях. Главным героем фильма стал журналист Ханнес Ростам – первый в оправдательной цепочке, закончившейся в 2014 году, выходом Квика из психиатрической лечебницы полностью свободным человеком. Выбор центрального персонажа во многом определил структуру фильма. Перед нами не очередной триллер о похождениях маньяка, а скорее драма в формате журналистского расследования. Сюжет подается через интервью, навязчивые картинки убийств, преследующие Ростама и поиск информации в архивах, газетах, документах и книгах, давно погрузивших рабочее пространство в хаос. Создается ощущение, что мы не просто следим за расследованием, а участвуем в съемках того самого документального фильма о Квике, который стал первым публичным заявлением о его невиновности.
Ключевыми в картине становятся личные встречи журналиста и маньяка в психиатрической клинике. Они позволяют окунуться в прошлое Квика, показывая травмированного человека достигшего общественного забвения, утратившего близких и до конца жизни запертого в лечебнице. Сначала нас поглощает страх при виде лысеющего миловидного старика, совершившего настоящие зверства, затем этот же человек сможет сбросить ярлык «монстра». Ему удается вызывать неожиданное сочувствие, переворачивая правила игры не только триллера, но и типичной журналисткой драмы, почти всегда нацеленной на поиск виновных. Не менее яркой вышла фигура Ростама сражающегося с личными демонами и одиночеством, без остатка отдавая себя работе.
«Идеальный пациент» во многом кино неожиданное. Авторы попытались перевернуть типичный жанровый сюжет, показывая историю невинного человека и обеляя его образ в глазах общества. Здесь не будет недосказанности и открытого финала, их окончательно развеют титры, поведав о дальнейшей судьбе всех причастных. Кажется даже сам Квик, осужденный почти 20 лет назад, больше сомневается в своей невиновности, чем позволят зрителю. Судьбы остальных участников ложного приговора уходят на второй план. Авторы сосредотачиваются на навязчивом желанием поиска правды и внутреннем освобождение, невозможным без покаяния. Последнее придется сделать перед всей страной, вновь столкнувшись со своими страхами и получив награду в виде очередного витка известности. Здесь скрывается и важное противоречие в характере Квика, кажущегося простаком, сначала цепляющимся за наживку полицейских и врачей, а затем быстро соглашающимся на роль мученика при виде известного журналиста. Эта меленькая деталь, единственное что развевает непогрешимый образ Квика, которому из-за инфантильного желания известности придется нести ответственность за ложное признание и гору нераскрытых дел.
Интерес вывязывает и попытка разговора о еще свежих ранах. Режиссер Микаэль Хофстрём («1408», «План побега») иллюстрирую невиданны до этого судебный скандал, по меркам истории произошедший практически «вчера». С этой точки зрения «Идеальный пациент» привлекает еще больше внимания, показывая, как можно работать с общественной травмой здесь и сейчас, бережно обращаясь с героями и судьбами. Единственного чего здесь не получится найти – сложно закрученного триллера. В первую очередь это история об одиночестве, съедающем главных героев, поданная в виде тягучего журналистского расследования, которым сложно не вдохновиться наблюдая за навязчивым поиском истины, меняющимися жизнями и преображающимся миром вокруг.