Одноименная книга Луизы Мэй Олкотт обрела широкую известность не только среди читателей, но и режиссеров. Классический американский роман получил огромное количество экранизаций, которые вышли далеко за пределы страны создания и места действия. Множество адаптаций по всему миру воплотились в фильмы, мини-сериалы и даже аниме, позволив «Маленьким женщинам» стать узнаваемым сюжетом, понятным на любом языке. Новый взгляд на историю семейства Марч дарит режиссерка Грета Гервиг, показывая невероятную актуальность романа даже спустя 150 лет после публикации.
Разгар гражданской войны в США. Четыре сестры Джо (Сирша Ронан), Мег (Эмма Уотсон), Бет (Элайза Сканлен) и Эми (Флоренс Пью) с непохожими мечтами и взглядами на мир уживаются в скромном доме вместе с мамой (Лора Дерн) и экономкой (Джейн Ходишелл). В эти тяжелые времена отец отправился добровольцем на войну, оставив семью с призрачными надеждами его возвращения и бедственным положением. На фоне трагедии всей страны сестры пытаются открывать прелести жизни, искать себя в творчестве, любви, семье и друзьях. Кажется счастье где-то там, впереди, и они только начинают свое стремительное движение полное радостей и трагедий, меняющих юные взгляды.
Главным изменением новой экранизации становится нелинейное повествование. Мы постоянно следуем за героиней Сирши Ронан, погружающейся в светлые воспоминания юности и пытающуюся примириться с сегодняшними трудностями. Вот она заливисто смеется и танцует со своим другом Лори (Тимоти Шаламе), а уже в следующую секунду сталкивается с суровой реальностью, где редактор вносит непоправимые изменения в ее рассказ, меняя его суть. Беззаботность прошлого намного эмоциональнее связывается с трагичным настоящим, приумножая драмы и радости. Судьбы всех героев приобретают невероятную насыщенность, постоянно связывая множество поначалу незаметных деталей и взглядов. Происходящее становится отражением дома семейства Марч, стоящего вверх дном от переизбытка женщин, которым не всегда легко уживаться друг с другом, постоянно устраивая невероятные взрывы радости вперемешку с сыплющимися проклятьями.
Поиск себя неразрывен с творчеством. Джо пишет прекрасные рассказы и хочет связать жизнь с литературой, Эми учится живописи и мечтает стать художницей с мировым именем, Мег находит себя в роли актрисы в самодельных домашних постановках, обожая репетиции на чердаке, а Эми обожает фортепьяно и дарит окружающим незабываемые музыкальные мгновения. Несмотря на это все они по-разному видят свое будущее и личное счастье в нем. Свобода не для всех приравнивается к самовыражению в искусстве и может обретать очертания теплого семейного уюта с любимым и детьми. Здесь на первый план выходит феминистский взгляд, дающий право на любые социальные модели. Хотя в центре все равно остается Сирша Ронан, мечтающая зарабатывать творчеством, но постоянно получающая унижающие ее мужские замечания о неизбежном финале с красивой свадьбой. Лишь перестав идти на бесконечные уступки, изменяя своей натуре, у нее получается не только найти читателя, но и расширить свои взгляды.
«Маленькие женщины» – невероятно трогательное и теплое кино. Чуть больше двух часов с экрана льется неудержимая энергия, обретающая актуальность именно в настоящем. Декорации прошлого становятся отличным фоном для иллюстрации множества современных и актуальных проблем, не превращая фильм в сплошные нравоучительные монологи. Прекрасные актеры получили отличную костюмированную эпоху и не менее обаятельных персонажей, в которых моментально влюбляешься. Кажется именно за ними мы будет пристально наблюдать ближайшие десятилетия. Остается только расслабиться и получать удовольствие от этой красоты.