#OscarsSoWhite, хэштег появившийся перед 88-ой церемонией, вызванный волной негодования из-за отсутствия афроамериканцев среди номинантов премии второй год подряд. Во многом эта история началась со Спайка Ли, призывавшего бойкотировать церемонию. По слухам, в тот год, режиссеру планировали вручить почетную статуэтку, за вклад в индустрию. Его заявление нашло поддержку не только среди сторонников по цеху, но и простых граждан, поддержавших эту акцию хэштегом. В нашей стране, #OscarsSoWhite был встречен огромным скепсисом и возгласами, «опять они там беснуются» и «просто в этом году не заслужили».

В действительности проблема не была выдумана, ведь помимо блистательной роли Сэмюэля Л. Джексона в «Омерзительной восьмерке», одним из самых обсуждаемых фильмов 2015 года стал байопик «Голос улиц», рассказывающий историю хип-хоп команды N.W.A., получивший отличную прессу и превосходные кассовые сборы (при бюджете в 28 млн, сборы в превысили 200 млн). Никто из них так и не был отмечен киноакадемией. Правда «Голос Улиц» все-таки получил одну номинацию за «Лучший оригинальный сценарий», вот только вся группа из 4 человек, написавшая историю, состояла из белых людей. Ведущим премии был Крис Рок, афроамериканский стендап комик, которого просили отказать от выступления в знак солидарности, но он не поддался на провокацию. Последним стало признание и обещание американских киноакадемиков пересмотреть ситуацию, разнообразив свой состав, чтобы в следующем году быть более внимательными к различным расовым, половым, этническим, сексуальным и любым другим принадлежностям.

Все закончилось довольно мирно: Спайк Ли посетил премию, получив Оскар, а сама церемония проходила в атмосфере странных шуток Криса Рока на тему расизма и скандала. Но в действительности история не прошла бесследно, получив свое развитие и встряхнув всю киноиндустрию.

Уже в следующем году зрителей ждала заслуженная победа афроамериканского актера Махершала Али и сценаристов картины «Лунный свет», но вот сама премия завершилась новым скандалом. Изначально лучшим фильмом объявили мюзикл «Ла Ла Лэнд» Дэмьена Шазелла, но из-за путаницы на сцену был вынесен неправильный конверт и лучшей картиной стал фильм «Лунный свет», рассказывающий историю афроамериканского гея и затрагивающий проблемы взросления и неприятия не только обществом, но и своей расой. Несмотря на возгласы многих, фильм действительно оказался одной из самых сильных картин в 2016 году.

Дальше нас ожидала новая встряска ироничным триллером, исследовавшим тему расизма «Прочь» Джордана Пила, получившего 3 номинации на Оскар и выигравшего статуэтку за «Лучший оригинальный сценарий», вызвав новую волну споров и обвинения в конъюнктурности академии.

Завершилось все феноменальным успехом «Черной пантеры» режиссера Райана Куглера, доказавшего, что кино афроамериканца об афроамериканцах может быть востребованным во всем мире. «Пантера» стал одним из самых прибыльных фильмов Marvel собрав 1,3 млрд долларов и возможно окажется самым титулованным кинокомиксом. Пользуясь волной восторженной критики Disney выдвинули картину на борьбу в 16 номинациях премии Оскар.

«Черный клановец» режиссера Спайка Ли, своеобразная кульминация развития скандала и случившихся перемен в индустрии, исследующая тему расизма и проблемы трамповской Америки. Картина уже успела выиграть Гран-При Каннского кинофестиваля (фактическое второе место) и является одни из сильнейших претендентов, в борьбе за предстоящий Оскар. В основу истории легла книга отставного полицейского Рона Сталлворта, рассказавшего реальную историю своей службы.

В небольшом городке Колорадо-Спрингс грядут перемены. 70-е годы, времена беспокойства, расизма и митингов афроамериканцев за равные права, администрация полиции решает взять в свои ряды первого чернокожего, Рона Сталлворта, правда прячет его в местном архиве, чтобы уберечь от расистских нападок сослуживцев. Все меняется, когда Сталлворт находит в газете объявление о наборе в Ку-клус-клан и после первого звонка, сразу получает приглашение. Вот только афроамериканцу, тяжело сойти за «истинного белого американца» и на встречу отправляется его напарник Флип Циммерман, как выясняется, имеющий еврейские корни. Вместе они внедряются в Ку-клус-клан, пытаясь развалить его изнутри.

Поклонники раннего творчества Спайка Ли, представляют, чего можно ожидать от фильма. Это действительно во многом приторное, пропагандистское кино о расизме и проблемах афроамериканцев, но это не плохо. Во многом за счет превосходно поставленной драмы и обилия отличного юмора, картине удается удачно популяризировать и обратить внимание на общественно значимые проблемы.


Фильм начинается с речи Алека Болдуина, о превосходстве белого человека. Это единственное и яркое появление актера, ассоциирующегося с пародийным образом Дональда Трампа, было сделано намеренно. Всю картину на реального политика будут сыпаться упреки режиссера, завершающиеся документальными вставками речи президента, в конце картины. Именно притесняющая власть и рождает главную проблему дуализма афроамериканца, вынужденного разделяться между собственным наследием и американской культурой, не позволяя ему почувствовать себя самим собой. «Сталлворт» и станет этим собирательным персонажем. Первый и настоящий вынужден скрывать свою внешность, общаясь с Ку-клус-кланом лишь по телефону, а его лицом станет белый еврей Циммерман, игнорирующий свои корни, став американцем, но через притеснения и угнетения своего народа, осознает важность культуры. Сообща, они стремятся к справедливому возмездию, превращая это внедрение в личный крестовый поход фамилии Сталлворт.

Ку-клус-клан у Ли, олицетворяет современную Америку. Последователи не заявляют об ущербности «нигеров», а просто констатирует факт «превосходства белого человека». Здесь, конечно, режиссер слегка заигрывается, показывая белых грубыми и неотесанными мужланами, с ружьем в одной руке и гранатой в другой, желающих доносить свою правду грубой силой и запугиванием. Афроамериканцы же все прекрасны, как на подбор, статные, идеальные представители своего поколения, просто желающие спокойствия. Их главное оружие – это слово и массовые пикеты, ведь рано или поздно правду должны услышать.

Это слегка топорно показано параллельным монтажом, в сцене собраний двух организаций Ку-клус-клана и афроамериканцев, где автор четко транслирует различие идеологий. Если первые постоянно рассказывают о божественном превосходстве и вполне приемлемой сегрегации, где «все должно существовать со своими», то последние хотят лишь равных прав для людей и возможности быть на улице самими собой, не опасаясь за жизнь, ввиду очередных нападок расистских полицейских, подпитывающих ненавистью собственное эго. Картина четко иллюстрирует, в чьих руках сосредоточена власть. Единственным представителем политических структур стал Дэвид Дюк (реальный персонаж), по совместительству лидер отделения Ку-клус-клана. Правда власть, по мнению Ли, не обязательно признак наличия ума. С ней можно и нужно бороться сообща, особенно сейчас, объединившись вокруг правильных убеждений.

Сам быт и культура чернокожих, переданы великолепно, опять же четко разграничивая его с поведением типичных белых американцев. Последние собираются лишь для склок, выливания злобы и недовольства действительность. Афроамериканцы же общаются, чтобы забыть о проблемах, поддержать друзей и просто танцевать. Их колорит можно разглядеть во всем, начиная от стиля одежды, заканчивая музыкальным сопровождением. К удивлению, в картине нет ни одной рэп композиции. Создатели используют в санудтреке исключительно соул и блюз мелодии. Идеально дополняет дух и колорит 70-х годов, слегка состаренное изображение. Возможно, в оригинальной озвучке, важным фактором стали речевые акценты, но в русском дубляже, интонации больше походят на кривляние и безусловно теряют часть колорита.

С иронией и юмором картина справляется отлично, не превращая происходящее в бесконечно строгое нравоучение о белом и черном. Шутки полноценная часть картины, наряду с драмой и детективной историей.

Здесь же стоит выделить и актерские работы. Адам Драйвер («Звездные войны» 7, 8, 9, «Паттерсон») и Джон Дэвид Вашингтон (сын Дензела Вашингтона), создали отличный экранный дуэт, которым наслаждаешься на протяжении все картины.

«Черный клановец» один из важнейших фильмов на сегодня и о сегодня, где на первый взгляд слабый, ведет диалог с позиции силы. Спайк Ли не боится говорить о проблемах напрямую, явно иллюстрируя свой посыл хроникой, произошедшего в городе Шарлоттсвилл, где в результате автомобильного наезда на шествие в 2017 году, погибла белая активистка Хизер Хейэр. Этим ходом, режиссер выводит картину из художественного поля, превращая ее скорее в личный манифест.

Но все-таки в первую очередь — это кино о поиске и принятии самого себя, не взирая на принадлежность и суровые обстоятельства вокруг. С этим Спайк Ли справился отлично. «Храни господь белую Америку».