Премьера картины состоялась вне конкурсной программы 70-го Каннского фестиваля в 2017 году. Тогда фильм не вызвал большого интереса, привлекая скорее фигурами, стоящими за его созданием. В основе истории лежит одноименный роман, выигравший Гонкуровскую премию в 2015 году, в режиссерском кресле именитый режиссер Роман Полански, а актерский дуэт составляют блистательные Ева Грин и Эмманюэль Сенье. Показ картины не сильно изменил ситуацию. Популярные издания обошли фильм стороной, так и не подогрев желанного интереса. И вот спустя 1,5 года «Основано на реальных событиях» все-таки добирается до российского проката, как будто специально прячась за чередой более крупных релизов.

Утомленная бесконечными презентациями и фанатским вниманием, писательница Дельфин оказывается в творческом кризисе, постоянно откладывая работу над новой книгой. На одной из автограф-сессий она встречает таинственную девушку, зовущую себя Л., с которой моментально находит общий язык. Новая подруга кажется ей идеалом женственности, уверенности в себе, силы и изящества. На первый взгляд, новая дружба помогает Дельфин обрести поддержку и твердую почву под ногами, но с каждым днем незнакомка все больше проникает в ее быт и пытается взять жизнь писательницы под контроль, следуя извращенному пониманию ее творческого блага.

«Основано на реальных событиях» – классический триллер, знакомый поклонникам творчества Полански, с важной оговоркой: новая картина, одна из самых слабых работ режиссера, от которого заочно ждешь чего-то особенного. Картине не хватает складности повествования, присущего последним фильмам режиссера, а детективная составляющая больше похожа на невнятную чехарду.

Ключевой фигурой новой картины, становится персонаж Л. (Ева Грин), работающая литературным призраком, создавая для известных людей их литературные биографии. Такой выбор отсылает зрителя к «Призраку» Полански, где главный герой также был представителем этой профессии. В отличие от персонажа Юэна МакГрегора, который в конце переставал быть невидимкой, выходя на свет из-за спины более известной фигуры, Ева Грин все больше превращается в настоящего призрака, пытающегося контролировать жизнь другого человека, отводя свою личность на второй план. Она призвана стать антиподом героини Эмманюэль Сенье, которой досталась роль типичной писательницы, погрязшей в личных страхах, неуверенности и психологических противоречиях, мешающих ей снова сеть за работу. Поначалу история о проблемах творчества дает небольшую надежду увлечься этим второстепенным сюжетом, но все рассыпается буквально через 30 минут повествования. Творчество у Полански выступает скорее лейтмотивом и антуражем истории. В первую очередь режиссер концентрирует внимание на двойственности и психологизме типичных для жанра, не пытаясь экспериментировать с ним, как будто намеренно игнорируя картины, давно исследовавшие похожую проблему. Для этого достаточно посмотреть «Малхолланд Драйв» и «Шоссе в никуда» Дэвида Линча, «Враг» Дени Вильнева, «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера, «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона или последний фильм Франсуа Озона «Двуличный любовник». В каждой из них намного больше интриги чем в новом фильме Полански.

Именно сюжет становится приговором картины. Поклонники современных триллеров, не прятавшиеся на необитаемом острове и без знания первоисточника, поймут все сюжетные интриги уже к 10 минуте. Каждый прием здесь моментально угадывается, вызывая возглас «ну ведь это очевидно», доходя до стадии отрицания «история не может оказаться настолько простой». Но все будет именно так, как вам кажется. Картина просто не хочет стараться и удивлять зрителя, используя в своем арсенале приевшиеся приемы. Саспенс сведен к минимуму, напоминая о себе лишь ближе к финальным титрам, когда единственным, кто еще не разобрался в происходящем, остается главная героиня.

При желании, конечно, можно разглядеть аллюзии на книжную индустрию, телевидение и проблемы вдохновения, но очень тягучее, неспособное удивлять повествование, убивает любое желание изучать картину. 

Все, что может предложить фильм – это именитый режиссер и прекрасный актерский дуэт. Истинные поклонники Полански, смогут найти привычные элементы повествования; фанаты Евы Грин, насладятся ее новым образом, а знакомые с работами Эмманюэль Сенье, проникнутся фигурой измотанной писательницы, но этого мало. Для хорошего триллера, недостаточно собрать неплохие технические элементы и отличных актеров, если при этом нет крепкой и, что самого главное, интригующей истории.

«Основано на реальных событиях», тот нередкий случай плохой литературной адаптации, когда лучше сразу обратиться к первоисточнику, проигнорировав его экранное воплощение.