«Человек на луне» – первая крупная студийная работа Дэмьена Шазелла. Режиссер не изменил себе и привлек уже привычную команду, известную по его предыдущей картине. Место за камерой досталось Линусу Сандгрену («Джой», «Ла-Ла Ленд» и «Битва полов»), в главной роли Райан Гослинг, а за создание музыки отвечает его университетский друг Джастин Гурвиц, также впервые принимающий участие в проекте подобно масштаба. Главным отличием стало не столько отсутствие музыкальной направленности фильма (хотя здесь имеется шутка про пианино, отсылающая к образу пианиста из «Ла-Ла Ленд»), а сторонний сценарий. Предыдущие фильмы были не только срежиссированы, но и написаны самим Шазеллем. Это его первая попытка экранизировать чужую историю. За адаптацию книги «First Man: The Life of Neil A. Armstrong» Джеймсона Р. Хансена, взялся Джош Сингер. «В центре внимания» принес Оскар не только ему, но и всей команде, выиграв статуэтку за «Лучший фильм». В этот раз сценарист снова пошел по проторенной дорожке, как будто намеренно метя в оскаровские номинации, превращая сюжет в самую невыразительную часть фильма.

Фильм рассказывает историю Нила Армстронга с момента его присоединения к космической программе, цель которой – высадка первого человека на Луну, затрагивая период жизни астронавта с 1961 года по 1969.

Если пропускать и без того очевидный синопсис (что еще может ожидать зритель в байопике), то в первую очередь это кино про Нила Армстронга как простого человека и в последнюю очередь, история о высадке человека на Луну. Главным становится исследование личной драмы астронавта, побуждающей его искать  уединение и покой, которые он надеется обрести на Луне.

Такой вроде бы не типичный подход сместить акценты повествования с исторического события на человека, ставшего его центром, понятны, но отсутствие в картине интересной сюжетной подачи, превращает ее в стандартную драму. Да, местами она все равно работает, позволяя зрителю погрузиться в переживания Армстронга, но в большей массе это типичные приемы «тот умер, там заплакали» и назвать сюжет, тем более основанный на реальных событиях, хорошим не получается. Просто в череде новых байопиков и оригинальной сценарной подачи Аарона Соркина («Стив Джобс», «Социальная сеть»), от новой картины Шазелла определенно ждешь большего. Возможно, истории как раз не хватило видения самого режиссера. Ведь Армстронг во многом типичный герой Шазелла: упрямый идеалист идущей к своей цели. Именно такими были барабанщик в «Одержимости» и предыдущие амплуа Гослинга в «Ла-Ла Ленде». Но в контексте этой картины, сюжет небольшое упущение и дальше ее хочется лишь хвалить.

Начать стоит с актеров. Райан Гослинг, окончательно отошел от своих привычных кривляний. Это было видно уже в «Бегущем по лезвию 2049», но в роли Армстронга он окончательно показал, что способен воплощать сложные драматические образы. В картине не так много сцен открытого космоса, большая часть из них подается в отражении скафандра, иллюминатора и через крупные планы актера, который превосходно справляется с эмоциональной палитрой космического путешественника. Несмотря на отсутствие сходства с реальным прототипом, при создании не применяли «тонны» грима, что работает лишь в плюс. Гослинг играет скорее собирательный образ, чем имитирует настоящего Армстронга, делая акценты на его внутреннем одиночестве, а не на фотографическом сходстве.

Клер Фой, также блистательна воплотила образ Джанет Армстронг, жены астронавта. Ощущение нескончаемого ожидания не покидает ее персонажа. Даже когда Нил рядом, он все равно находится где-то далеко, на пути к космическим далям, оставляя ее в постоянном смятении.

Оба актера сделали значительный шаг, в сторону будущей победы на Оскаре.

Техническое воплощение картины также выполнено безупречно. Операторская работа и постановка, одни из сильнейших сторон картины. Оператор Линус Сандгрен, как будто намеренно играет в Эммануэля Любецки (единственный оператор, получивший 3 Оскара), но ориентируется не на «Гравитацию», оказавшую огромное влияние на развитие научной фантастики и картин о космосе, а на его творческие работы у Терренса Малика. Такому подходу удается не выглядити пошлым копированием, идя картине только на пользу. Само изображение намеренно состарено, пытаясь имитировать документальную ретро съемку. Камера часто трясется, сосредотачиваясь на сверхкрупных планах. Во многом это срабатывает благодаря грамотной работе со светом, постоянно погружающему и вытаскивающему героев из темноты, а также большому количеству мелких деталей антуража 60-х, на которых оператор делает намеренные акценты, погружая зрителя в эпоху .

Украшением стал и саундтрек, созданный Джастином Гурвицем доказавшим, что способен работать на крупных студийных проектах. Музыке удается передать весь накал и дополнить повествование оркестровыми аранжировками, с легкими джазовыми мотивами.

Все это сделано ради одной невероятной сцены, кульминации картины – высадки на Луну, от которой захватывает дух. В ней сосредоточен весь технический апогей: постановка, операторская работа, свет и музыка. Изображение теряет свою зернистость, что становится понятно не сразу, обретая полную целостность, крупные планы сменяют невероятно широкие панорамы Луны и отражения лунной поверхности в шлеме скафандра, обволакивая все это музыкой, достигающей своей кульминации, в момент прилунения. И даже в самый напряженный момент картина удается избежать пропагандистского пафоса с водружением американского флага, переводя акцент на обретение практически недостижимого покоя первого астронавта, вступившего на лунную поверхность.

Несмотря на нехватку сюжетной самобытности, Дэмьен Шазелл смог предложить зрителю фантастическое воплощение. Исключая клишированную сюжетную подачу, «Человек на луне» один из лучших фильмов года, делающего ставку на визуальное повествование. Молодой режиссер доказал, что способен работать с большими студиями над серьезным материалом. Даже говоря о бескрайнем космосе, картина все равно сжимается до истории одного человека, еще больше раскрывая ширину внутреннего мира и исключая привычный для таких тем американский пафос, за отсутствие которого режиссера уже успели упрекнуть.

Как минимум стоит отдать дань уважения сцене полета и высадки на Луну. Возможно, она сделана не менее талантливо, чем у молодого Кубрика в студийных павильонах, но думаю об этом, мы уже никогда не узнаем.