Матвей Левин (Владимир Машков) – владелец крупной сети банков и очень богатый русский предприниматель. Не желая делиться кровно заработанным даже после своей смерти, он переписывает все имущество на близкого партнера, но его внезапная кончина оставляет бизнесмена ни с чем. За наследством приезжает дочь друга, готовая идти до конца, не желая делиться с настоящим владельцем состояния. Единственный шанс Левина вернуть деньги и бизнес – это расписка, подтверждающая его законный статус владельца. Она хранится во французском банке, к которому нет прямого доступа, и он решает пойти на отчаянный шаг – украсть ценную бумагу. За помощью бизнесмен обращается к своим детям, рожденным благодаря старой афере доктора. Большая часть из них никогда не знала о существовании отца и теперь юной команде налетчиков придется совершить дерзкий налет и восстановить кровные узы.

«Миллиард»

Роман Прыгунов неплохой кино ремесленник. Режиссер доказал это дилогией «Духless», в которой пытался найти формы отражения современной действительности и актуальных проблемы. Картины сложно назвать глубокими и уж тем более выдающимися, но в них был приятный продакшн, симпатичная обертка и не раздражающий сценарий. Новая картина «Миллиард» продолжает использовать знакомый антураж гламура и успеха, но отходит в сторону и пробует себя в ином жанре. Драма о поколении и корпоративных интригах сменилась лихой криминальной комедией. Теперь перед нами рядовое жанровое кино с разговорами о вечном (семье), потерявшее связь с настоящим и по пути сменившее свою целевую аудиторию. Жаль, но новая концепция явно не пошла картине на ползу. 

«Миллиард»

Поначалу все происходящее по незнанию можно принять за иронию. Важный Машков с зализанными назад волосами, в дорогом костюме ходит по коридорам банков, разъезжает на корпоративном Rolls-Royce, брезгливо заходит в «макдональдс», безэмоционально общается со своим неожиданным ребенком и, невозмутимо отпивая элитный виски, пафосно расплачивается с «девушками с пониженной социальной ответственностью» наручными часами, еще и открывая депозит на будущие встречи. Машков как будто нарочно аккумулирует в себе все стереотипы о богатстве и успехе из 90-х и 00-х в России, но чем ближе картина приближается к финалу, тем менее смешным это выглядит. Машков здесь не карикатурный бизнесмен, а настоящий «царь и бог». Даже потеряв влияние и богатство, он все равно показывает, как должен выглядеть небожитель капитализма, продолжая спать в дорогих домах, питаться в элитных ресторанах и не забывать менять дизайнерские рубашки. Просто нужно принять вводные, Машков – умный, красивый и успешный, а вы – нет и это не изменится никогда. Вот и получается, что весь хронометраж богатый унижает и тем самым учит жизни бедных неудачников.

«Миллиард»

Смеяться предполагается как раз над ними, разнообразными «лузерами» и по совместительству его детьми, среди которых: псих, гопник, хакер и лидер религиозной секты, психолог по образованию. Весь юмор построен на одной ключевой особенности каждого из героев и несколько раз это сработает, особенно на забавных роликах с рекрутированием. Дальше эти образы будут бесконечно эксплуатироваться до самых финальных титров, раз за разом повторяя одинаковые шутки довольно быстро перестающие работать. Почему аналогичный прием так и не был применен к Машкову, неизвестно. Возможно, по трудовому кодексу запрещено смеяться над Заслуженными актерами России. Похожие неловкие попытки пошутить иногда предпринимают и авторы. Почему Машков, заставляющий детей, на манер своих подчиненных, вставать при виде отца, входящего в помещение, должен вызвать улыбку? Или как в 2019 году можно воспринимать увольнение молодого подчиненного не за просмотр социальных сетей или видео, а за игру в пасьянс на рабочем компьютере? Список можно продолжать очень долго. Возможно, у всего этого полно референсов и отсылок или богатого советского прошлого, но столь наивные приемы, далекие от реальности, могут сработать лишь на аудитории продолжающую на обеде раскладывать косынку. Так же, как и здешние диалоги в которых деньги важно называют бабками, похоже используя специальный словарь успешных, богатых и знаменитых. Во всем происходящем абсолютно не ощущается иронии, особенно после новой порции однотипных шуток, предлагающих глумиться над дураками под предводительством любимца фортуны Машкова, вынужденного страдать от их общества. 

«Миллиард»

Качество сюжета как будто пытается угнаться за местным юмором. Здешние ограбления выглядят как концентрация лени сценаристов. Идиотские планы соперничают со столь же эффектной командой воров, плодя бесконечные вопросы к мотивации и нескончаемое количество неразрешенных ляпов, обязательно завершающихся магическим и необъяснимым успехом. Добавьте к этому ужасающую любовную линию с инцестом, над которым создателям хватает «смелости» иронизировать. Возможно, ситуацию мог сгладить невероятно изобретательный финал в духе «Друзей Оушена» на которых точно поглядывали авторы, но видимо так и не смогли досмотреть их до конца. Местная развязка буквально обнуляет все происходящее, переписывает характеры и доказывает, что все эти бесперспективные минуты найти смыслы и желанную улыбку, были предприняты зря. Местный посыл, к которому идет картина, рассказывая насколько семья важнее денег, выглядит бутафорно, рождаясь из абсолютно разряженного воздуха. Неожиданно возникшая семейная идиллия больше похожа на плевок «и так сойдет». По-другому ведь в подобных фильмах и быть не могло, он ведь отец, они дети, а душа русская и широкая. 

«Миллиард»

Все, что пытаются предложить авторы это качественный продакшн и прекрасные виды Франции, но даже она показана в фильме капиталистическим раем. Действие происходит не в узнаваемых улицах Парижа, а на курортном Лазурном берегу, давая возможность удлинить хронометраж выразительными пролетами с бесконечными пальмами, летними усадьбами и морем. Москва за годы не сильно изменилась и была взята прямиком из «Духless», продолжая существовать в своей особой реальности.

«Ни о чем не думаешь, наслаждаешься и весело», – говорит молодая девушка в рекламе фильма на телеканале Россия 1. В зале можно было найти и более восторженную реакцию, правда у старшей аудитории, но даже несмотря на это в очередной всенародный хит верится с большим трудом. Слабая премьерная неделя и фигура Машкова способны привлечь людей, но отношение создателей к своему продукту лишают его дальнейших перспектив. «Миллиард» вышел в неправильное время, став бы настоящим хитом майских праздников. Сейчас же под протекторатом Министерства культуры, картина гордо отбирает себе лишние выходные, сдвигая каких-то там «Мстителей», доказывая, что Машков действительно может все, а мы нет.